Мясницкая, 13с4, XVIII век (последняя перестройка – 1891 год, архитектор К. В. Трейман).
Самая старая из двух десятков построек, носящих одинаковый номер 13, прячется во дворе – это строение 4. В основе здания – палаты Салтыковых, возведенные до середины XVIII века. Теперь это рустованный четырехэтажный дом, который отгорожен от улицы зданием 1913 года («среднее» фасадное строение 2).

Воспитатель Александра I
Палаты на Мясницкой в первый раз упоминаются в 1727 году: они принадлежали вдове Марии Салтыковой и перешли позднее к ее сыну Петру, новгородскому губернатору. Оба дедушки Петра Ивановича (и Салтыков, и Куракин) были боярами XVII века.
В 1772 году владение переходит к Николаю Салтыкову из другой ветви рода. В 12 лет Николай Иванович проделал первый поход, а в 25 уже был боевым генералом, однако фельдмаршальский жезл – выслужил при дворе, на паркете. Екатерина II сделала Салтыкова гофмаршалом при Павле, то есть главой двора наследника, чтобы приглядывал за ним. Салтыков – редкое достижение! – вошел в доверие к мнительному Павлу, умудрившись сохранить доверие его матери. Николай Иванович стал еще и воспитателем сына наследника – юного Александра I – и научил того сидеть между двух стульев (то есть нравиться и бабушке, и папе).
Салтыков стал графом и президентом военной коллегии, получил тысячи душ. Серый кардинал стоял за фигурой юного Платона Зубова, который из-за Салтыкова попал в поле зрения царицы. Папаша Зубова (изрядный вор) управлял салтыковскими имениями.

Когда взошел на престол Павел I, Зубов пошел ко дну, а Салтыков стал генерал-фельдмаршалом. Спокойно пережив пять беспокойных лет, Николай Иванович сохранял влияние при Александре, в 1812 году возглавил Государственный Совет, потом получил титул светлейшего князя и угас на восьмидесятом году полной удовольствий жизни.
Мемуаристы вспоминают сухонького старичка, который постоянно одергивал штаны, будто боясь, что они свалятся, однако смеяться над ним не решались.
Теткою (женой дяди) этого Салтыкова была пресловутая Салтычиха.
Вельможа, в основном, жил в Петербурге, ближе к трону, но и московскую усадьбу стоило привести в приличный вид. При нем закрылся древний переулок, проходивший от Милютинского переулка до Мясницкой. За этот счет корпус палат был удлинен. Усадьба получила классицистический вид: появились скругленные углы и вертикальные ниши вокруг окон.
Строгановское училище
Сын царедворца Александр Николаевич в молодости возглавил министерство иностранных дел, только министром так и не стал – может быть, из-за нерасположения монарха. После смерти отца светлейший князь вышел в отставку и сдавал дом в аренду вплоть до собственной кончины (1837). Потом большая часть двора перешла в чужие руки.
В 1825 году именно в этом здании, как было установлено недавно краеведами, началось… нет, не восстание какого-то полка, а Строгановское училище. Сергей Григорьевич Строганов – господин 80 тысяч душ и щедрый меценат – здесь учредил большую, доступную даже для крепостных «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Строганов даже дал объявление в «Московские ведомости», призвав помещиков отдать сюда способных крепостных, а мастеров и фабрикантов – послать учеников и сыновей.

Инспектором школы стал профессор Карл Яниш – отец известной поэтессы Каролины Павловы.
К концу 1830-х Строгановка переехала за Бульварное кольцо, в дом № 43, но в 1860-х приобрела доходные владения практически напротив древнего особняка (см № 24: строение 1, 2 и 3).
Шулера и дилижансы
В одном из флигелей в 1820-х открыли дилижансную контору (см. также Тверская № 12с2), рядом, на радость отъезжающим, располагались лавка кондитера Юрцовского, оранжерея и Салтыковский сад, где проводили время отъезжающие.
Это определило судьбу дома, в котором в 1840-х открылась гостиница «Венеция». На тот момент этажа было уже три, у входа находился четырехколонный портик.

К 1860-м все владение перешло к адвокату, мценскому помещику Александру Нилусу. Нилус открыл «семейный клуб» с карточными играми, где под видом «гостей» промышляли знатные шулера. Шулером оказался и сам Нилус, которого поймали за руку и выслали из Москвы. Сын его, Сергей Нилус, позже стал известен тем, что первым опубликовал известную фальшивку – «Протоколы сионских мудрецов».
Владенье перешло по закладной к девяностолетнему купцу первой гильдии Христофору Спиридонову (начало 1870-х). По красной линии Мясницкой уже стояло правое строение 3, связанное с отцом Юона и супругой Чехова. Вскоре участок унаследовал сын Спиридонова Владимир – строитель музеев и храмов, а в 1890-х дома перешли к внучке, Серафиме Давыдовой (тайная советница и тетушка супруги Куприна).
К 1880-м на смену гостинице «Венеция» приходит «Отель Руаяль».
Знаменитые постояльцы

В Москве очень немного адресов, связанных с создателем Периодической таблицы! Дмитрий Иванович Менделеев остановился в Hôtel Royal в начале 1880-х.
В 1887 здесь был писатель Глеб Успенский, праздновавший в это время двадцатипятилетие литературной деятельности. На торжественном вечере
«публика устроила Успенскому… шумную и единодушную овацию. Г.И. был так потрясен этим выражением сочувствия, что, проговорив шепотом несколько слов благодарности, сбежал с эстрады».
Тут останавливался и Владимир Гиляровский. Ему нанес визит поэт Яков Полонский, но не застал «короля репортеров» на месте.
Выглядел дом так:

Когда же он получил современный вид?
Квадратные аршины
Все решили цены на землю, которые быстро росли на рубеже веков, особенно – на главной из «индустриальных» улиц города. В 1898 году для Серафимы Давыдовой построили левый фасадный дом (строение 1). А в 1913 году очередь дошла до скверика перед фасадом «Отель Руаяля». Здесь выросло строение 2, загородив вид на старинный особняк.
Сам особняк в последний раз был перестроен в 1891 году. Он снова подрос на этаж (их стало четыре), потерял портик, поменялся и декор фасада. Автором последней реконструкции был архитектор Карл Трейман, выстроивший еще и готический замок Андрея Кнопа в Колпачном переулке.

В советское время появилась пара крытых переходов на уровне второго этажа (1930-е), которые связали этот дом со строениями 3 и 1.
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.