Крапивенский пер., 4с2, 1678, 1749.
О чем говорит древнее урочище Крапивники? О зарослях крапивы в низменностях у Неглинки? Нет. О коллежском асессоре Крапивине, который жил-поживал тут в середине XVIII века. Столетьем раньше Сергиевский храм назывался «в Старых Серебряниках» или «в Новых Сторожах» — это означало, что когда-то здесь была слобода монетных мастеров, место которых заняли дворцовые сторожа. А еще говорили «на Трубе» и «на Петровке».
Древняя кладка
Петров чертеж (1597 год) свидетельствует: храм на этом месте стоял еще в XVI веке. В 1630-х тут была деревянная шатровая церквушка. Когда все снова обратилось в пепел, из кирпича сложили маленький четверик — ядро современной церкви преподобного Сергия Радонежского (1678 или 1678-79). Чтобы увидеть XVII век, надо обойти храм с востока: появятся три белых апсиды и окна с наличниками. Со всех сторон, кроме алтарной, это ядро обросло позднейшими пристройками.

Южный придел Иоанна Предтечи (теперь — Всех Святых, в земле Русской просиявших) вместе с трапезной создан в 1702 году. Не совсем ясно, когда пристроен северный придел Николая Чудотворца (теперь — Серафима Саровского). Есть сведения, что он впервые упомянут в 1722 году, по другой версии — восходит, как и многое иное, к середине XVIII века.
Некрополь
В северную стену этого придела вмуровано четыре каменных плиты, и на одной полностью сохранилась надпись:
«Лета от сотворения мира 7219, от Рождества Христова 1711, октября в 1-й день, на память Покрова Пресвятыя Богородицы, преставися раба Божия княгиня Евдокия Михайловна, капитана лейб-гвардии Семеновскаго полку князя Феодора жена Ивановича Дашкова».
Внучатым племянником гвардии капитана был муж знаменитой княгини Дашковой…
А надпись на другой плите изгладилась, и можно разобрать только «княгиня Ухтомская». Родовая усыпальница Ухтомских сохранилась под юго-западным углом трапезной. Пишут, что представителей княжеской семьи хоронили при храме три века: и в XVIII, и в XVII, и даже в XVI столетии. До революции сохранялся вкладной колокол, отлитый в 1689 году на средства двух Ухтомских.
Были вокруг и другие аристократические гнезда. При реставрации 1980-х нашли много надгробий с именами дворян Челищевых.

Барокко архитектора Ухтомского
Большие изменения произошли в середине XVIII века. Собственно, в это время и сложилась нынешняя архитектура церкви — камерной, скромной, но барочной. В старой Москве умели совмещать такие трудносочетаемые вещи: у нас нормальны и барокко без особой роскоши, и ампир без «имперской» помпезности.
В 1749 году воздвигли верхний четверик со срезанными углами, арочными нишами и пилястрами, как и изящную рустованную колокольню, которая выступает вперед и заставляет переулок сузиться. Кто создавал проект?
Благоустройством города в то время ведал знаменитый архитектор князь Дмитрий Ухтомский, и работать должен был какой-то зодчий из его «команды». Но, как мы помним, род Ухтомских связан с Сергиевской церковью тесными узами. Так что, вполне возможно, ее перестраивал сам князь. Несколько лет спустя он возведет в этих местах похожий храм Пахомия Великого, над южными воротами Петровского монастыря.

Приписная церковь
В последующие десятилетия приход сильно уменьшился. После чумы 1771 года тут оставалось только шесть дворов, храм преподобного Сергия Радонежского несколько лет был заперт, а потом приписан к церкви Знамения за Петровскими воротами.
В 1804 году тут крестили Владимира Одоевского — основоположника российского музыкознания и научной фантастики. В романе про 4338 год Владимир Федорович предскажет Интернет и блоги… Усадьба Одоевских соседствовала с церковным участком.
После грабежей 1812 года Сергиевский храм приписали к церкви Григория Богослова в Богословском переулке, а в 1826 году чуть не отправили на слом. Внутри Бульварного кольца теперь нельзя было строить из дерева, и прихожанам захотелось сэкономить на новых домах для причта: добывать для них кирпич решили из церкви в Крапивниках. Спас ее митрополит Филарет.
Довольно скоро взгляды прихожан переменились, и храм Сергия (на тот момент — единственный в Москве с главным престолом, посвященным этому святому) содержался в благолепии. Однако службы проходили лишь по праздникам, в другое время церковь пустовала. Этим воспользовались воры: выломав решетку, святотатцы похитили крест с мощами преподобного (1875 год).

Греческое подворье
В 1883 году храм передали подворью Константинопольской патриархии. Через два года греки сделали последнюю перестройку и сильно расширили южный придел Иоанна Предтечи. Теперь этот придел больше по площади, чем центральный четверик, и храм в плане несимметричен.
С востока, севера, и юга, по границе древнего церковного двора, вытянулся доходный дом Константинопольского подворья, полный экзотических орнаментов.
Когда храм снова грабили в 1922 году, мальчишки стали бросать камни в членов «комиссии по изъятию церковных ценностей». Чтобы рассеять детскую толпу, использовали отряд красной кавалерии.
Подворье, не связанное напрямую с Русской Церковью, просуществовало дольше, чем можно было бы подумать. В 1938 году Сергиевский храм все-таки закрыли, а жившего в пестром доме греческого священника Ивана Попандопулло поставили к стенке «за шпионаж».
Коньки и лыжные крепления
Она не «портит вид» какой-нибудь большой улицы красной Москвы. Потому Сергиевскую церковь не сломали, а всего лишь изуродовали: снесли главку и барабан, от колокольни же оставили лишь нижний ярус. Все это выглядело так:

Внутри обшарпанной постройки работал цех № 2 первого московского завода коньков. Кроме коньков завод производил еще и лыжные крепления. Местоположение этого цеха нетрудно объяснить: в 30 метрах по прямой, за полосатым домом, кипели страсти на катке «Динамо», который занял место старого пруда при усадьбе Одоевских.
Фестиваль колокольных звонов
Началась реставрация еще в СССР, проект создала в 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова. К 1990 году храм вычинили, и над воссозданной главой заблестел крест. Церковь вернули прихожанам, и восстановление продолжили они. Малое освящение главного престола проводил сам патриарх Алексий II (август 1991). Внутри еще была разруха, не существовало даже пола. Роль алтарной преграды на первых порах играли одеяла с полотенцами, к которым крепились иконы.
Со временем все привели в божеский вид. Бывший Никольский, северный придел переосвятили во имя преподобного Серафима Саровского, южный придел Иоанна Предтечи посвятили всем русским святым.
В 2000-2001 годах, по фотографии Найденова, воссоздали верхний ярус колокольни (архитектор-реставратор Татьяна Антонова). Колокола были отлиты по технологии XVII века. В 2002 году здесь провели первый концерт фестиваля колокольных звонов. Одна из его слушательниц оказалась внучкой последнего звонаря и в послевоенные годы, ребенком, играла в церковном дворе.

Кийский крест
1639 год. На Белом море, у острова Кий, погибал монах, бежавший с Соловков. Иноку все-таки не было суждено утонуть. Никон – так звали беглеца – впоследствии стал патриархом. А в благодарность за спасение он основал обитель на острове Кий, водрузив там крест с частицами 104 мощей святых и 16 камнями, собранными на Святой земле (1656 год). Монастырь при советах разогнали, Кийский крест отправили на Соловки, в атеистический музей при истребительно-трудовом лагере. Впоследствии один из самых крупных христианских реликвариев попал в запасники Исторического музея.
В 1991 году патриарх Алексий II передал реликвию в церковь святого Сергия в Крапивниках. Кийский крест и сейчас находится в приделе Всех Святых и доступен для поклонения.
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.