Бобров пер., 6с1, здание XVII-XIX веков
Пройдем за ограду, в ухоженный дворик! Оглядим синий дом с декором XIX века. В центре дворового фасада бросится в глаза белая, древняя часть здания, с наличниками нарышкинского стиля. Это уже — конец XVII столетия! А в углу здания темнеет ультрасовременный конус из стекла с надписью «БИБЛИОТЕКА-ЧИТАЛЬНЯ им. И.С. ТУРГЕНЕВА».

Смешение эпох не вызывает дискомфорта: тут уютно. Дело в симметрии, в продуманности композиции. То, чего недостает зданию театра Et cetera, которое построили за переулками, будто нарочно, в качестве антипримера.
До 90-х дом в Бобровом переулке считался рядовым, и краеведы не подозревали, что под штукатуркою кроются допетровские палаты.
Аристократы
Первым известным хозяином был стольник Григорий Меньшой Петрово-Соловово, который сопровождал хворого царя Ивана V в его «походах» по монастырям. Позже, при Петре I, дворянин воеводствовал в Томске и служил судьей в Московской расправной палате. Каменный двухэтажный дом достался по наследству сыну стольника, потом двум внукам, а еще позже — вдове внука, гвардии майорше.
Екатерина Львовна была предприимчивой женщиной и скупила всю землю до Милютинского переулка (1777 год). Ей принадлежал дом № 4 по Боброву и участки № 18 и 20 по Милютинскому, где много позже выстроят польский костел и доходный дом Феттер и Гинкель.

В том же 1777 году вдова реконструировала старые палаты. Чтоб увеличить площадь помещений, стены подтесали изнутри, сделав их тоньше на полметра. Потому в следующие века никто не заподозрил здесь глубокой древности: ну не могло быть таких тонких стен в XVII столетии!
Потомки рязанских бояр, роднившиеся со знатнейшими домами, жили здесь до 1803 года… а потом палаты перешли в купеческие руки.
Другой Дельвиг
В 1840-х в домовладении квартировал барон Андрей Дельвиг — кузен известного поэта и не менее известный инженер. В 1850-х он произвел революцию в русском водопроводном деле и за пять лет десятикратно увеличил водоснабжение Москвы, в 1860-х возглавлял железнодорожное дело в России, потом несколько месяцев (без звания министра) руководил министерством путей сообщения. Портрет Андрея Ивановича написал Репин.

Образование Дельвиг получал в Морозовском дворце. На склоне лет инженер описывал это в своих интересных мемуарах.
Другие корпуса
Купеческая семья Герасимовых — Бирюковых владела усадьбой с 1803 по 1917 год. Последняя дореволюционная хозяйка, Анна Бирюкова (Валерьянова) развернула бурное строительство. В 1895 году она надстроила старинные палаты третьим этажом и мезонином (арх. Адольф Кнабе), именно тогда здание получило нынешний фасад.
В том же году слева от перелицованных палат выросло строение 2.

Наконец, в 1901 году на земле Анны Валерьяновы (она успела поменять фамилию, выйдя за межевого инженера) появилось четырехэтажное строение 3. Эти дома были доходными, с квартирами.
В числе квартирантов был коллекционер Лезин, к которому заходил Илья Репин. Какое из трех зданий посещал художник, я не могу сказать.
В советское время
В 1920-х по этому адресу располагалась штаб-квартира общества «Долой неграмотность» с редакцией газеты «Третий фронт». Местному населению пришлось изрядно уплотниться. И все-таки в квартире № 6 по-прежнему жил инженер Валерьянов: видимо, из семьи бывших домовладельцев.
К 1960-м относятся воспоминания соседа-старожила:
«Во дворе дома № 6 всегда было много взрослых. Мужички играли в домино после работы, на веревках сушили белье, малышня играла в песочнице, бабульки на скамейках обсуждали погоду и дворовые новости. Для меня этот двор сохранился в памяти как типичный московский двор, такой, как в фильме Покровские ворота».
В 70-х жильцов постепенно расселили. На смену квартирам пришли заполонившие весь центр учреждения.
Библиотека-путешественница
Тургеневская площадь была названа так потому, что там построили Тургеневскую библиотеку. Когда ушел из жизни великий писатель, благотворительница Варвара Морозова пожертвовала средства на народную читальню его имени. Она открылась в 1885 году в красивом здании (арх. Дмитрий Чичагов) и стала первой и бесплатной, и общедоступной библиотекой Москвы.

В 1972 году на площади открыли станцию метро, названную именем Тургенева, а здание Тургеневской библиотеки снесли. С карты тогда исчезло несколько кварталов и целый Водопьяный переулок, связанный с памятью о Маяковском.
В то время проложили Новокировский проспект, и чтоб его «продолжить» вглубь Бульварного кольца, разломали здание библиотеки. Так гласил принятый еще в 30-х Генеральный план развития Москвы, которому власть продолжала следовать с тупым упорством насекомого десятки лет спустя. Сейчас на месте здания — бессмысленный газон.
Сама читальня не исчезла, но на много лет потеряла читателей. Книги сложили как дрова в одной из квартир еще не снесенного дома Губонина, библиотекари же два десятилетия выбивали новое помещение.

Реконструкция и реставрация
Наконец, библиотеке имени Тургенева отдали «рядовой» дом 6 в Бобровом переулке. Строение 2 реконструировали в 1995-97 годах, строение 1 — в 1998-2003, автором проекта был архитектор Александр Асадов.
Уже в ходе работ нашли кладку XVII и XVIII веков с остатками наличников, в итоге весь проект, призвав на помощь реставратора Лидию Шитову, пришлось менять.
Со стороны двора мы видим только малую часть древнего фасада. Больше можно рассмотреть в интерьерах читального зала (внешняя стена с наличниками превратилась во внутреннюю).

Как пишут в «Архнадзоре», автором идеи была реставратор Ольга Шмылгевская из мастерской Асадова. Найдя древний декор, она смогла уговорить и свое руководство, и руководство библиотеки: библиотека принесла в жертву около ста квадратных метров площади (чтобы раскрыть древний фасад, отказались от межэтажного перекрытия), архитектурная мастерская — переделала проект бесплатно. Не все коллеги это оценили, потому Ольге Юрьевне пришлось после своего подвига уйти из мастерской.
Библиотека-читальня имени Тургенева стала одним из культурных центров столицы, здесь постоянно проходят лекции, концерты, выставки и творческие встречи.
Во дворике белеет памятник Тургеневу. До 1972 года этот бюст стоял в читальном зале ныне разрушенного здания. Скульптуру вылепил в глине прославленный мастер Сергей Коненков и изваял в мраморе Николай Косов.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.