«Дьяволиада» в ресторане «Альпийская роза» (№ 4с2)

Пушечная, 4с2, 1820-е, 1911-12, арх. П. П. Висневский. Ресторан «Альпийская роза»

Пан высунул язык

Пушечная, 4с2, аттика ресторана "Альпийская роза"
Фотография автора

«Роза» сверкает бирюзой и роскошью на грани китча. Овалы окон окаймлены венками с купидонами. Еще фривольней левая часть дома, где над арочным окном бог оргий и природы Пан показывает язык приходящим в ресторацию. Чуть выше, в монограмме, зашифровано ее название — Alpenrose (Пушечная, 4с2). Чаще всего оно переводилось на русский язык.

Войдем в главный зеркальный зал «Альпийской розы»! Узнаете овальные окна изнутри?

В дореволюционном ресторане "Альпийская роза", интерьер
Главный зал ресторана «Альпийская роза», фотография 1913 года, pastvu.com

Возраст проекта несложно прочесть по фасаду: он асимметричен. Асимметрию к нам принес модерн на рубеже XIX и XX веков. И все-таки декор не модерновый, а необарочный. Значит, он создан позже, когда модерн вышел из моды? Да. Это 1912 год (архитектор Павел Висневский при участии молодого Александра Веснина).

Пушечная, 4с2, общий вид
Общий вид здания, фотография автора

А теперь сделаем важное уточнение! Наше «фривольное» строение 2 — это лишь ресторан «Альпийская роза». Соседнее строение 1, в плитке и со скульптурным поясом над третьим этажом — это гостиница «Альпийская роза». И ей посвящена отдельная статья.

Оба фасада появились в начале XX века, однако сами здания относятся к началу XIX.

Гоголь и Царь-пушка

На рубеже XV и XVI столетий пространство к югу от Пушечной улицей занял объект, который несколько веков спустя дал улице имя.

Московский Пушечный двор, картина Васнецова
Пушечный двор. Рисунок-реконструкция Аполлинария Васнецова, 1918 год

В 1586 году тут отлили Царь-пушку. А в 1802-1803 годах древнейший в Москве и России завод (и уникальный памятник архитектуры!) пошел на слом. «Пустопорожнюю» землю стали продавать в частные руки.

В 1821 году один из участков купил полковник Александр Аргамаков — племянник Фонвизина, родич Радищева и внук первого университетского ректора (директора). В 1801 году преображенец-адъютант стал ключевой фигурой заговора. Имея право даже ночью докладывать императору о пожарах, Аргамаков заставил камердинера открыть дверь. Итог известен: Павел I погиб от «апоплексического удара табакеркой».

К 1827 году на Аргамаковской земле выросли каменные здания, которые дошли до наших дней в основе домов № 4с1 и № 4с2. Потомки заговорщика будут владеть ими до 1917 года.

Гоголь
Гоголь, посетивший этот дом. Портрет работы Федора Моллера, начало 1840-х, Wikimedia

В конце 1820-х тут жил Павел Голицын — декабрист и член Союза Благоденствия. Павел Алексеевич рано отошел от дел и не был привлечен к суду, но состоял под секретным надзором.

В 1851 году во «флигеле» побывал гениальный писатель. Один из этих флигелей мог войти в состав нашего строения 2, другой, наверное, лежит в основе строения 3 (четырехэтажный корпус во дворе). В каком из этих зданий побывал Николай Васильевич, я не знаю. То была типография Семена: Гоголь там собирался печататься.

Флигель (Пушечная, 4с3)
Пушечная, 4с3, вид со двора Центральных бань. Фотография автора

Александр Семен был сыном более известного издателя Августа Рене-Семена, который публиковал сочинения Пушкина. Сын открыл собственную типографию во флигеле усадьбы Аргамаковых (1848 год). Самой известной книгой, которую напечатает Семен-младший, станет первое издание словаря Даля.

В 1850-х в домах Аргамаковых квартировала известная певица Ниссен-Саломон, располагался Мальцовский магазин хрусталя и посуды, дагерротипия, модные лавки.

Сын заговорщика, еще один Александр Аргамаков, в 1853 году продал брату часть своих владений, на углу с Рождественкой. Так обособился участок № 3/6, где теперь отель «Савой».

«Под Альпийской розой»

Фасад ресторана "Альпийская роза"
Фотография автора

С 1879 года в нашем здании работал немецкий ресторан «Под Альпийской розой», потом просто «Альпийская роза», или «Альпенрозе». Публика — завсегдатаи Немецкого клуба из дома напротив. Вот что пишет один мемуарист о 80-х:

«Раньше это было очень скромное помещение, в буфете были даже простые дощатые крашеные полы. На буфетной стойке красовался огромный бочонок пива; появление нового бочонка возвещалось ударом в гонг. Пиво было хорошее, получалось из Риги от Шитта и даже выписывалось мюнхенское. Завтраки и ужины были скромные, недорогие».

С годами ресторация становилась более роскошной. Вот что пишет Гиляровский про конец 90-х:

«Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах».

Словом, интеллигенция! Сам содержатель ресторана серб Йован Петкович знал одиннадцать языков, был ученым-лингвистом и пользовался популярностью в студенческих кругах.

Последней собственницей этого участка (с 1885 года) будет внучка убийцы Павла I, княгиня Ольга Туркестанова.

Alpenrose, Пушечная, 4с2
Фотография автора

«Разве можно убить детей?»

2 февраля 1905 года, поздно вечером, к дверям «Альпийской розы» подошла странная компания: дорого одетый англичанин и два мужика. Швейцар не хотел пропускать крестьян, но «англичанин» (Борис Савинков) позвал распорядителя. Троих революционеров провели в заднюю залу, где они и скоротали ночь. Рядом с главой Боевой группы сидели двое бомбистов: Петр Куликовский и Иван Каляев. Негромким голосом они беседовали о несостоявшемся теракте.

Террорист Иван Каляев
Иван Каляев, фотография 1905 года, Wikimedia

Каляев несколько часов назад вышел наперерез карете с великим князем Сергеем Александровичем и уже поднял руку, чтобы метнуть бомбу… и тут увидел: вместе с князем сидит жена и юные племянники. В 1918 году большевики не постеснялись расстрелять четырнадцатилетнего царевича, но у эсеров были принципы, так что рука бомбиста опустилась.

Я думаю, что я поступил правильно, – сказал Савинкову Каляев, – разве можно убить детей?…

Решили подыскать другой момент. Через два дня в Кремле (в Кремль оказалось возможным пронести бомбу…) грянул взрыв, Сергея Александровича разорвало на части. Учеников лубянской гимназии отправили на место преступления с лопатами — искать кусочки тела… Каляева повесили через три месяца, сообщников он не раскрыл. Они погибнут много лет спустя.

Эсер Борис Савинков
Борис Савинков, фотография 1917 года, Wikimedia

Петр Куликовский воевал за белых до конца, погиб в снегах Якутии в марте 1923(!) года, это был последний крупный бой Гражданской войны. Савинков «выпал из окна» Лубянской тюрьмы в мае 1925-го.

Русские классики

Дела в «Альпийской розе» шли все лучше и лучше (в 1909 году доход составлял почти 59 тысяч рублей). Здание справа надстроили и превратили в одноименную гостиницу.

Софийка (Пушечная) на открытке начала XX века
Улица Софийка (Пушечная), открытка 1904-1906 годов, pastvu.com

Обратите внимание на край двухэтажной постройки в левой части фотоснимка— так выглядел в те времена наш ресторан. Несмотря на перестройки рубежа веков, он сохранял ампирный облик вплоть до реконструкции 1911-12 годов (архитектор Павел Висневский).

Теперь использовали новомодный железобетон.

В феврале 1913 года был открыт «грандиозный зал» в стиле барокко — мы это видели на фотографии в начале статьи. Лестницу с вестибюлем оформили в ренессансном стиле, а залы для заказов с кабинетами — в ампирном.

Холл, потолочная роспись:

Холл гостиницы "Альпийская роза", потолочная роспись
Фотография 1910-17 годов, pastvu.com

Зато старый «немецкий кабинет» оставили в неприкосновенности: бюргеры выкупили его за годовую плату в 600 рублей.

В остальных залах собиралась русская интеллигенция. Однажды здесь сфотографировались вместе Бунин, Горький, Андреев, Шаляпин, Телешов и Скиталец. Будущий нобелевский лауреат «троллил» народолюбивых коллег: мол, как же это так? Кричат «народ с голоду пухнет», а кутят в «Альпийской розе».

В 1918 году здесь находился театральный уголок «Омона», в пиршественном зале теперь подавали стихи. Тут, например, выступал Сергей Есенин.

Главцентрбазспимат

После революции в доме с крылатыми купидончиками гнездилась бюрократия, которую осмеивал Булгаков. Разгадка аббревиатуры такова: «Главная Центральная База Спичечных Материалов».

"Дьяволиада" Булгакова, прижизненное издание
Дьяволиада, книжная обложка

Фамилия лысого архибюрократа сыграла шутку с маленьким героем. Персонаж «Дьяволиады» шел к начальству с запросом,

«будет ли выдано машинисткам обмундирование»?

Начальство наложило резолюцию:

««Всем машинисткам и женщинам вообще своевременно будут выданы солдатские кальсоны».

Вот это здорово! — восхищенно воскликнул Коротков и сладострастно дрогнул, представив себе Лидочку в солдатских кальсонах. Он немедля вытащил чистый лист бумаги и в три минуты сочинил:

«Телефонограмма…»»

Именно этому бедняге показал язык скульптурный Пан! «Кальсоны» оказались подписью лысого карлика: «Кальсонер». Из-за такой рениксы персонаж Булгакова вылетел со службы, заболел манией преследования и прыгнул с крыши «тучереза» Нирнзее.

А вы знали, какой греческий бог вызывает панику? И к чьему имени восходит это слово?

Пан на стене "Альпийской розы" на Пушечной, барельеф
Пан, фотография автора

«Смерть Ахиллеса»

Продолжим разговор о литературных персонажах! «Альпийская роза» попала и в современный роман. Это одно из мест боевой славы молодого Фандорина, который тут сидел в засаде в роли пьяного купца в «малиновом жилете» (1882 год).

«Купчик резко встал, уронил стул и доверительно сообщил веселой компании за соседним столом:

Облегчиться приспичило. — И, слегка покачиваясь, пошел к боковому выходу.

Сударь! — подлетел сзади официант. — Туалетное помещение не там.

Уйди. — не оборачиваясь отпихнул его варвар. — Где жалаем, там и облегчаемся».

Играя эту отвратительную роль, Эраст Петрович спас прекрасную певицу полусвета, но не сумел взять противника живым.

В Доме учителя. Чкалов. Высоцкий

Вернемся к истории! Рано утром 15 декабря 1938 года в доме активистки Татьяны Федоровой зазвонил телефон. Это был покоритель полюса — ее сосед по дому на Земляном Валу.

Танюша, здравствуй! — сказал Чкалов. — Нам сегодня с тобой надо быть на собрании в Доме учителя. Если я задержусь, то обязательно выступи и скажи…

А через несколько часов комсомолка услышала: произошла авиакатастрофа, но по радио об этом не объявят до полуночи. Делать было нечего — девушка отправилась в Дом учителя и сообщила все, что Чкалов передал собранию. Слушала аплодисменты… Как будто летчик еще жив!

Объявить в зале о трагедии Татьяна не решилась.

Валерий Чкалов
Валерий Чкалов, Wikimedia

А через два десятилетия (1959) на той же сцене исполнял одну из дебютных ролей Владимир Высоцкий. Играли Достоевского, будущий Глеб Жеглов был Порфирием Петровичем. Учебный спектакль удался, и студенту поставили пять.

Высоцкий выступал в этих стенах и позже, в годы славы. А еще — Евтушенко, Ахмадулина.

Дом учителя здесь проработал вдвое дольше «Альпийской розы»: 80 лет (1935-2015, с перерывом в военный и послевоенный период). В конце концов назрел ремонт. Пользуясь случаем, педагогов прогнали из центра Москвы. Дворец на Пушечной достался «Москонцерту».

"Альпийская роза" на Пушечной, окно
Фотография автора

За сто лет здание неплохо сохранилось. Правда, фасад подвергся некоторым переделкам в 1924 году. В 1940-х уничтожили ренессансный интерьер лестницы. Однако многие другие интерьеры сохранились, включая отделку Большого зала.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх