Пукирев тут писал «Неравный брак» (№ 28)

Пустырь на месте дома № 28, XIX век

Здесь до сих пор зияет пустота. Домик снесли в 2002-2003 годах — будто б не ради возведения элитных кубометров, а просто так.

Большая Лубянка, 28
Фрагмент фотографии 1993-96 года, CD “Москва сквозь века” (АО “Кодис”, 1997), pastvu,com

Трехэтажное строение (вероятно, середина XIX века) было непримечательным с виду. Зато с историей! В доме в начале 1860-х жил художник, в истории оставшийся как автор одной значимой картины. Именно здесь Василий Пукирев написал «Неравный брак» (1862 год) — как полагают, по следам действительных событий.

Картина Пукирева "Неравный брак"
Неравный брак. Картина Василия Пукирева, 1862 год. Третьяковская галерея. Public domain, Wikimedia

История, рассказанная Николаем Варенцовым

Купец Сергей Варенцов полюбил девицу Софью Рыбникову, а ее выдали за более «успешного» предпринимателя — Андрея Карзинкина. Отвергнутого жениха еще и обязали прийти на венчание, которое состоялось в храме Трех святителей на Кулишках 1 ноября 1860 года.

Зная от друга о его жизненной драме, Пукирев создал картину, придав свадебному шаферу портретное сходство с Сергеем Варенцовым. Варенцов дико возмутился — Василию Владимировичу пришлось срочно подписать шаферу бороду и вместо портрета друга сотворить автопортрет.

Церковь Трех Святителей на Кулишках
Храм Трех Святителей на Кулишках. Фотография автора

Что же касается восьмидесятилетнего женишка, это плод творческой фантазии. В реальности Карзинкину исполнилось лишь 37, он был приятным человеком, а супружество — благополучным. Потомки «Неравного брака» до сих пор живут в доме Телешовых-Карзинкиных.

Другая версия

Другая, более «мелодраматическая» версия: по Гиляровскому, Василий Пукирев написал собственную драму, изобразив и старичка-чиновника, и девушку, которую любил.

Пишут еще, что дело было в близлежащей церкви Успения в Печатниках и что с нее-то и списан интерьер. Не приходской ли это храм Василия Владимировича? Двое второстепенных персонажей на картине — это художник Петр Шмельков (друг автора) и рамочник Гребенский. Тот изготовил для картины необыкновенную резную раму с цветами и плодами — «каких еще не было».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх