Пустырь на месте дома № 28, XIX век
Здесь до сих пор зияет пустота. Домик снесли в 2002-2003 годах — будто б не ради возведения элитных кубометров, а просто так.

Трехэтажное строение (вероятно, середина XIX века) было непримечательным с виду. Зато с историей! В доме в начале 1860-х жил художник, в истории оставшийся как автор одной значимой картины. Именно здесь Василий Пукирев написал «Неравный брак» (1862 год) — как полагают, по следам действительных событий.

История, рассказанная Николаем Варенцовым
Купец Сергей Варенцов полюбил девицу Софью Рыбникову, а ее выдали за более «успешного» предпринимателя — Андрея Карзинкина. Отвергнутого жениха еще и обязали прийти на венчание, которое состоялось в храме Трех святителей на Кулишках 1 ноября 1860 года.
Зная от друга о его жизненной драме, Пукирев создал картину, придав свадебному шаферу портретное сходство с Сергеем Варенцовым. Варенцов дико возмутился — Василию Владимировичу пришлось срочно подписать шаферу бороду и вместо портрета друга сотворить автопортрет.

Что же касается восьмидесятилетнего женишка, это плод творческой фантазии. В реальности Карзинкину исполнилось лишь 37, он был приятным человеком, а супружество — благополучным. Потомки «Неравного брака» до сих пор живут в доме Телешовых-Карзинкиных.
Другая версия
Другая, более «мелодраматическая» версия: по Гиляровскому, Василий Пукирев написал собственную драму, изобразив и старичка-чиновника, и девушку, которую любил.
Пишут еще, что дело было в близлежащей церкви Успения в Печатниках и что с нее-то и списан интерьер. Не приходской ли это храм Василия Владимировича? Двое второстепенных персонажей на картине — это художник Петр Шмельков (друг автора) и рамочник Гребенский. Тот изготовил для картины необыкновенную резную раму с цветами и плодами — «каких еще не было».

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.