Суздальское подворье (№ 5/7с1 и с2)

Рождественка, 5/7с1 и с2, XVII век, 1820-е, 1870-74, арх. В. П. Гаврилов, 1886, арх. В. Н. Карнеев, 1903, арх. В. В. Шервуд

Длинные здания в три этажа. Зеленые фасады по Рождественке и розоватые — по Пушечной, над скошенным углом на перекрестке — низкий купол. На Руси ничего не было стабильнее, нежели церковные владения, и этот дом принадлежал Суздальским архиереям как в XVII веке, так и в XX.

Рождественка, 5/7 (Пушечная, 7/5)
Фотография автора

Палаты Суздальских владык

Еще в XVII столетии здесь были каменные здания. Чертеж, оставшийся от того времени, показывает трехэтажные палаты и пятиглавие храма Рождества Иоанна Предтечи. В подворье жили и служили Суздальские архиепископы и митрополиты, которым часто приходилось приезжать в Москву. Когда же светским и церковным центром страны сделался Санкт-Петербург, владыка Суздальский стал редким гостем на Рождественке.

Суздальское подворье на чертеже XVII века
Чертеж XVII века

Подобно многим храмам на подворьях, церковь Рождества Иоанна Предтечи снесли за ветхостью на рубеже XVIII и XIX веков. Палаты же, как предполагают, уцелели — в той части здания, которая выходит на Пушечную. Если так, это самый старый дом между Кузнецким Мостом и Театральным проездом.

В первой половине XIX столетия сложилась нынешняя планировка: вырос другой фасадный корпус, по Рождественке, как и постройки в глубине двора.

Дореволюционная Рождественка у дома 5
Рождественка, фотография 1904 года, pastvu.com

В доходном доме

В середине века на верхних этажах подворья располагались меблированные комнаты:

«квартиры с прислугой и самоваром, посуточно от 50 копеек, помесячно 12 рублей и дороже».

Не только цены помогали конкурировать с соседями, но и региональная специфика: в гостиницу съезжались земляки из Владимирской и Рязанской губерний — мелкие чиновники, учителя и духовенство (связь с Суздальской кафедрой не исчезала).

Софийка до революции, Рождественское подворье
Со стороны Софийки (Пушечной), фотография 1904-1907 годов, pastvu.com

В последние десятилетия XIX века фасады получили современный вид. Корпус по улице Софийка, то есть Пушечная, был перестроен в 1870-74 годах (архитектор Владимир Гаврилов) и с тех пор не изменялся. В 1886 году архитектор Василий Карнеев реконструировал зеленое крыло по улице Рождественка, и именно тогда появился купол. Проект последней перестройки (1903 год) принадлежит Владимиру Шервуду.

Купцы арендовали все подворье «на корню» у Суздальских владык, а сами сдавали части здания в субаренду. Здесь находились магазины одежды и белья, полиграфия, фотографические принадлежности, «домашние обеды», кофейня и кондитерская.

Доходный дом Суздальского подворья в наши дни
Фотография автора

Игрушечные марсиане

Со стороны Рождественки был еще магазин «Игрушки» Евдокии Дойниковой — один из лучших в городе. До революции индустрия игрушек была причудливо разнообразна. У Куприна в одном рассказе описан

«большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков… Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу».

Другой современник пишет:

«Продают страшных, с огромными головами на тоненьких ножках, марсиан».

Упоминают даже

«заводную даму, танцующую канкан, и пьяницу с бутылкой, качающегося из стороны в сторону».

В тех же торговых залах в 1920-х Москва познакомилась с расписными Дымковскими игрушками.

Пушечная, 7 в наши дни
Со стороны Пушечной, фотография автора

Дункан, Есенин и мемуарист

«Этот дом был предоставлен Московской школе Айседоры Дункан. Там мы и жили».

«Мы» — это великая танцовщица и ее воспитанницы из Школы пластического танца, а также назначенный Луначарским административный директор этой школы Илья Шнейдер. Он, несмотря на все превратности судьбы, будет здесь жить и в 1960-х.

Друг Дункан и Есенина занимал коммунальную комнату, Шнейдера тут навещал поэт Илья Сельвинский и множество других гостей. Вот что вспоминает очевидец:

«Когда бы я ни приходил к Илье Ильичу — всегда у него был народ. Он делал одновременно множество дел: говорил, рылся в книгах, которые грудами лежали у него на столе и на подоконнике, бегал на кухню приглядывать за супом и картошкой, терпеливо чинил свою вязаную кофту, в которой любил бывать дома. Впрочем, обязанности по готовке и починке часто брали на себя опекающие Шнейдера студентки филфака университета».

В комнате было есенинское кресло, сидя в котором поэт сочинил «Черного человека», и кушетка Айседоры Дункан. А на стене висел ее написанный маслом портрет.

Есенин и Дункан в экипаже
Дункан и Есенин

Школа пластического танца пережила и поэта, и танцовщицу. Илья Ильич женился на Ирме Дункан, приемной дочери Айседоры, а потом на Марии Борисовой — одной из лучших учениц школы. Девицы были совершеннолетними, и все-таки директора осудили на три года будто бы за «изнасилование» (1931). Претензии советской власти к Шнейдеру заключались в том, что

«в школе воспитывались балерины и танцовщицы «дореволюционного образца»».

Каким-то образом Илья Ильич сумел остаться директором школы, и ее разогнали уже после войны, когда началась кампания по борьбе с «безродными космополитами». В этот момент Шнейдер отправился в ГУЛАГ по антисоветской статье.

Вернувшись после реабилитации, старик сумел издать две мемуарных книги: «Встречи с Есениным» и «Записки старого москвича».

Книжники

С конца XX столетия в угловом доме размещается Международный союз книголюбов. При нем работает «Музей экслибриса и миниатюрной книги». Одна из выпущенных обществом книжек посвящена этому дому.

Белицкий Я. Дом на Пушечной 7/5. (из истории книжных традиций) М., 1994.

Белицкий. Дом на Пушечной 7/5
Обложка, фотография автора

В Москве не так уж много зданий, о которых пишут отдельные книги. Еще меньше — тех, которым посвятили и прозу, и стихи.

Ифлийская застольная

Странное «притяжение» влекло сюда людей, связанных с музами. В Сокольниках в 1930-х работал лучший в СССР гуманитарый вуз ИФЛИ, где обучались Симонов, Твардовский, Солженицын. Ифлийцы почему-то выбрали для своих посиделок пивной бар в другом районе Москвы. Как удивлялся ветеран этих застолий москвовед Юрий Федосюк,

«и не лень нам было после занятий идти на Пушечную?»

Бар был в подвальчике. Студенты-литераторы посвятили пивному подвалу не очень серьезную песенку.

«Веселый бар на Пушечной
Дым заволок.
Летят здесь с силой пушечной
Пробки в потолок.
(…)
Поднимем наши кружки
И выпьем за друзей!
Сам Александр Пушкин
Любил напиток сей.
Пускай, как в дни былые
Покинув чахлый сквер,
Пусть обойдет пивные
По всей Москве,
Но лишь за нашим столиком
Смеясь в лице,
Он выпьет за Сокольники
Как пил за Лицей
».

Неряшливо написано, зато с душой. Автор — Сергей Наровчатов (известный в будущим поэт). Текст обнаружили в архиве Юрия Федосюка.

Суздальское подворье в Москве с Рождественки
Со стороны Рождественки, фотография автора

Мандельштам против Бонч-Бруевича

Музей экслибриса был тут не первым. До войны в доме располагался Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики во главе с Владимиром Бонч-Бруевичем (теперь — Государственный литературный музей на Зубовском бульваре).

В начале 1930-х музей покупал архивы известных литераторов, и поэт Михаил Кузмин сумел продать свои материалы за кругленькую сумму: 25 тысяч рублей.

Узнав об этом, Мандельштам обрадовался и предложил музейщикам свои. «Специалисты» оценили архив Осипа Эмильевича… в 500 рублей, то есть в 50 раз дешевле.

Мандельштам в 1930-х
Мандельштам, фотография 1930-х, Wikimedia

Поэт был возмущен, разгневан, писал письма Бонч-Бруевичу и даже разразился эпиграммой:

На берегу Эгейских вод
Живут архивяне. Народ
Довольно древний. Всем на диво
Поганый промысел его —
Продажа личного архива.
Священным трепетом листвы
И гнусным шелестом бумаги
Они питаются — увы! —
Неуважаемы и наги…
Чего им нужно?

Осип Эмильевич забыл: роль продавца архива играли не музейщики, но автор эпиграммы…

Рождественка, 5/7 со двора
Со двора, фотография автора

Кафе «Сардинка»

А москвичи и не подозревали о литературной истории этого дома. Прохожим были интересней вещи «приземленные»: полуподвальное кафе «Сардинка» на углу, где лакомились рыбой и салатом из кальмаров (не то ли подвальное помещение, в котором до войны пели про Пушкина ифлийцы?). И на углу же — памятная для многих «Пельменная», где столовались только стоя. Была еще молочная с выложенной на кафеле еще до революции надписью «Молоко». И будка, где несколько десятилетий чистили обувь…

Угол Рождественки и Пушечной в середине XX века
Фотография 1958 года, John Schultz, pastvu.com

Верхние этажи до брежневских времен оставались жилыми: у друга Айседоры и Есенина было много соседей. И фасадные, и дворовые корпуса были расселены в 1960-77 годах.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх