Самый красивый дом в Москве? Здания страхового общества «Россия»(№ 6/1с1 и с2)

Сретенский бульвар, 6/1с1 и с2, 1899-1902, арх. О. В. фон Дессин, Н. М. Проскурнин

Ранее публиковалось на моем дзен-канале.

Эта статья будет дополнена и расширена.

Прогрессивный архитектор-модернист Ле Корбюзье призвал очистить всю Москву от зданий, чтобы строить город с чистого листа. Единственный шедевр, для которого варвар соглашался сделать исключение, это дома страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, 6). Их следовало сохранить «для представительства», как самое красивое. За что такая честь?

Пойдите и посмотрите!

Дом страхового общества Россия с Тургеневской площади
С Тургеневской площади, фотография автора

Вас ждет лес неожиданностей: саламандра с красными глазами и эскадроны летучих мышей под эркером, амуры на фронтоне и Сократ, мастер в средневековом одеянии и женские фигуры с крыльями…

Два дома-дворца в ренессансном стиле заняли целый квартал между бульваром и Бобровым переулком. Дома вначале были выкрашены в кроваво-алый цвет, а главная башня с часами «рифмовалась» со Спасской башнею Кремля.

Триста лет назад на этом месте стоял дом Феофана Прокоповича. Интеллектуал с кнутом в руке был, вероятно, самым противоречивым деятелем времен Петра I. Ум и талант, идеолог петровских реформ и вице-президент Святейшего синода, Феофан нажил много врагов, и конец жизни истратил на то, чтобы с ними зверски расправиться.

Дом страхового общества Россия со Сретенского бульвара
С бульвара, фотография автора

После кончины писателя дом его занимал Почтамт (пока не переехал на Мясницкую). В XIX веке на этом месте шумел народный театр «Скоморох», в котором в первый раз поставили толстовскую «Власть тьмы»; сам автор пришел ее посмотреть из галерки. Театр был действительно народным, всюду висели объявления для неопытных зрителей:

«Бис – означает повторить»

Или:

«С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо».

На этом месте в 1899-1902 годах архитекторы Отто фон Дессин и Николай Проскурнин выстроили доходный дом-дворец со 148 просторными квартирами на три-девять комнат, со своей собственной электростанцией и телефонной станцией, артезианской скважиной и вентиляционной системой, которая работала почти как современный кондиционер. Среди жильцов я насчитал двенадцать академиков (данные, вероятно, неполны).

Дом страхового общества Россия с Боброва переулка
С Боброва переулка, фотография автора

Дом страхового общества «Россия» не однажды попадал в литературу: «Алмазный мой венец», «Прозаседавшиеся», «Записки на манжетах»…

Булгаков, только что приехавший в Москву начала 20-х, устроился тут в Литературный отдел Наркомпроса.

«В Лито не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было».

Найти в Москве работу было проще, чем найти свой угол, и на шестую ночь, словно бездомный, Михаил Афанасьевич пошел спать на скамеечке Гоголевского бульвара.

«Он очень красив, этот бульвар, в ноябре месяце».

Дом страхового общества Россия с Милютинского переулка
С Милютинского переулка, фотография автора

Отчаявшись в столице, Булгаков пошел уже на Киевский вокзал купить билет обратно, но на вокзале вдруг столкнулся со знакомым. Тот приютил писателя, однако управдом в ответ на просьбу о прописке заорал:

Вылетайте как пробка!

И обещал вызвать милицию. Булгакова вдруг осенило, и он вспомнил, что работает в одном здании с Крупской (весь Наркомпрос был в доме № 6). Супруга Ленина решила проблему так быстро, что писатель забыл ей спасибо сказать, почувствовал раскаяние и решил напечатать специальный очерк.

Дом страхового общества Россия, фасадный декор
Фасадный декор, фотография автора

Памятник Крупской стоит рядом, на бульваре. Правда, Надежда Константиновна тут сама на себя не похожа: молода, тонка и ростом с олимпийскую богиню.

Супруг пришел в восточный корпус летом 1920 года, доска со стороны Боброва переулка сообщает: Ленин с Горьким тут смотрели новое вооружение. «Буревестник революции» ничего не понял, зато Ильич пришел в восторг.

Дом страхового общества Россия, деталь
Фасадный декор, фотография автора

Расскажем коротко о нескольких жильцах шестого дома!

Профессор и политик Сергей Муромцев был первым председателем первого русского парламента.

Академик Николай Лузин среди голода и холода создал «Лузитанию» – в этой научной школе выросли почти все наши корифеи математики.

В честь минералога Александра Ферсмана назван богатейший минералогический музей России.

Николай Папеласки сделался основоположником отечественной радиоастрономии.

Физик Игорь Тамм стал нобелевским лауреатом.

Дом страхового общества Россия со двора
Дворовый фасад, фотография автора

Напуганный историк Борис Греков первым написал про феодализм в Киевской Руси, с тех пор это должны были повторять все другие советские историки.

Наталья Ковшова застрелила 167 фашистов. Позднее, в окружении, расстреляв все патроны, раненая девушка-снайпер подорвала и себя, и врагов.

Фрида Вигдорова писала бестселлеры о советской школе, а потом сделала стенограмму суда над Иосифом Бродским. Взорвалась информационная бомба.

Авангардист Илья Кабаков с 60-х работал под самой крышей. Со временем он стал самым «дорогим» из современных российских художников. Странные работы ушли за миллионы долларов, хотя я бы их не купил…

Дом страхового общества Россия, решетка
Решетка между двумя корпусами, фотография автора

Во второй половине XX века на мансардах работали и другие художники.

Самым масштабным произведением искусства остается само здание, декор которого дошел до наших дней почти целиком, с небольшими утратами.

Дом страхового общества Россия в сумерках
Фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх