Неглинная, 23, 1933-34, арх. Шнейдратус
Конструктивизм
Сундуковидное восьмиэтажное серое здание кажется созданным вчера. На самом деле это 1933-34 годы (архитектор Шнейдратус). Дом на углу Неглинной и Рахмановского переулка доставил сталинским строителям «много хлопот и неудобств», ибо рос на зыбком берегу подземной речки. Хотя в грунт было вбито много свай, высотка оседала и давала трещины.

Как сообщал журнал «Строительство Москвы»,
«архитектура жестка, оголенный конструктивизм. Архитектоника отдельных частей сооружения подчеркнута цветной штукатуркой — розоватой и серой. На здание открывается хорошая перспектива со стороны Трубной площади».
Выглядел «оголенный конструктивизм» вот как:

Если внимательно всмотреться, понимаешь: 90 лет назад все было непохоже на теперешнее здание. Общий силуэт дома сохранился, окна и стенной декор — созданы позже.
Судя по старым кадрам, фасад сильно перестраивали уже в середине XX века. Угол дома, кадр из фильма 1979 года:

Другая реконструкция проходила в 1990-х.
Первоначально сооружение называлось «домом Всекопромсовета». Словосороконожка расшифровывается как Всесоюзный совет промысловой кооперации. Ремесленники, загнанные в кооперативы, продолжали создавать товары, нужные простому человеку. Так, например, в 1941 году они произвели 40 миллионов пар обуви. Этот последний «островок частной инициативы и предпринимательства» ликвидировали только при Хрущеве, после чего вся инициатива ушла в «теневой» сектор экономики.
В позднесоветское время дом занимает Министерство финансов РСФСР, в наше время — Федеральная налоговая служба.
Толстой и Сухово-Кобылин
А что здесь было до 1933 года? На дореволюционном фотоснимке мне удалось найти лишь угол четырехэтажного дома.

Он входил в обширное владение князей Касаткиных-Ростовских, занимавшее всю четную сторону Рахмановского переулка. Рассказ о нем — см. Петровка, 22. В доме по переулку жил разночинец Белинский.
Третья, выходившая на улицу Неглинная постройка, как раз на месте «оголенного конструктивизма», была связана с литературными аристократами — Львом Толстым и Александром Сухово-Кобылиным. Оба они занимались в «школе гимнастики и фехтования Пуаре и Билье» (1840-е — 70-е). На страницах московских газет (февраль 1848 года) можно было прочитать:
«…в школе гимнастики, состоящей близ Кузнецкого Моста, против Сандуновских бань и фонтана, во время Великого поста, будут проходить соревнования на рапирах и эспадронах, по вторникам, четвергам и субботам, от 12 до 4 часов…»
Во главе дела стоял Яков Пуаре, преподававший фехтование в Московской театральной школе.
Главный зал «спортшколы» XIX века нередко превращался в театр. Дети фехтовальщика играли тут «Бориса Годунова», инсценировали гоголевскую «Ночь перед Рождеством».
Одна из дочерей, Мария Пуаре, стала знаменитой актрисой и автором романсов, вышла замуж за графа Орлова-Денисова, инсценировала беременность и выдала чужого ребенка за своего. Разгневанный граф подал на жену в суд и уничтожил собственную репутацию… ведь вся страна наблюдала за скандальным процессом.

Сын фехтовальщика, Эммануил Пуаре, эмигрировал во Францию, стал офицером, а по совместительству — крупным художником-карикатуристом. Работал рисовальщик под хорошо понятным для русского уха псевдонимом Каран д’Аш. Считается одним из основоположников мультипликации и комиксов.
Рядом со школой гимнастики и фехтования была своего рода «биржа труда» для частных преподавательниц:
«в квартире у мадам Гаупт желающие определиться гувернантками: француженки, англичанки, немки и русские, знающие, кроме своих и другие языки и музыку, и учителя музыки могут получить сведения о вакантных местах».
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.