От Щепкина до наших дней. В Театральном училище (№ 6/2с1 и с2)

Неглинная, 6/2с1, 1824, арх. О. И. Бове, 1863, арх. А. К. Кавос. Неглинная, 6/2с2, 1901, арх. С. А. Ползиков. Щепкинское училище

Дом пушкинских времен на углу улиц Пушечная и Неглинная (6/2с1), почти напротив Малого театра, так и остался двухэтажным.

Театральное училище имени Щепкина
Фотография автора

За желтыми фасадами с рустовкой зеленеет дворик, недоступный для простого смертного. Могучие деревья высадили народные артистки Евдокия Турчанинова и Вера Пашенная. Тут росла русская театральная элита.

Училище (в просторечии — «Щепка») носит имя актера Щепкина. Сам Михаил Семенович бронзовеет в глубине закрытого двора, в длинном пальто, с цилиндром в руках и добродушной усмешкой (1980 год, скульптор А. В. Тарасенко).

Памятник Щепкину во дворе театрального училища
Памятник Щепкину, фотография 1987-89 годов, pastvu.com

С другой стороны от памятника желтеет еще один корпус — это строение 2. Оно имеет форму буквы «г» и одним торцом выходит на улицу Пушечная. Четырехэтажное здание построено на рубеже XIX и XX веков.

Неглинная, 6 строение 2
Фотография автора

Военные сироты и отец Толстого

В старину весь квартал был занят Пушечным двором — старейшим предприятием Москвы, в XVI столетии тут отливали Царь-пушку.

В первые годы XIX века древние палаты снесли, а в 1824 году часть этой территории заняло ампирное двухэтажное здание (строение 1). Фасад построен по рисунку Осипа Бове. К этому времени восходит только угловая часть и южное крыло по улице Неглинная. На месте строения 2 тогда же воздвигли два флигеля.

Все это принадлежало Военно-сиротскому отделению 2-го учебного карабинерского полка. Помощником смотрителя училища служил кавалерист Николай Ростов… то есть Николай Толстой. Тогда же, в 1824 году, офицер вышел в отставку и достроил дом в Ясной Поляне. Лев Николаевич выведет отца в «Войне и мире».

Пансион для военных сирот сдавал дом разным арендаторам. Кондитер Шерсон торговал тут пирожками и «конфектами», а фортепианный мастер Безекирский растил сына, который станет скрипачом-виртуозом.

Театральное училище им. Щепкина с улицы Неглинная
Корпус со стороны Неглинной — древнейшая часть здания, фотография автора

Кочующее театральное училище

Эта история началась в Воспитательном доме в 1773 году. Там организовали балетную школу для подкидышей. 12 лет спустя она переехала в Петровский театр Медокса — выгоревший в 1805 году предшественник Большого театра. В 1809 году училище было открыто во второй раз под именем Московской театральной школы и до нашествия занимало палаты Троекурова, позднее — дом Есипова (Волхонка, 8), дом генерала Балашова на Поварской и усадьбу Мясоедовых на Большой Дмитровке. Всякий раз получалось как с ребенком, который вырастает из своих рубашек.

Во дворе Театрального училища, Неглинная, 6
Во дворе Театрального училища на Неглинной, фотография 1896 года, pastvu.com

Сначала главное внимание уделялось балетным классам, драматический — был «бедным родственником», где учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Ситуация стала меняться, когда за преподавание взялся Щепкин. «При непосредственном содействии» Михаила Семеновича школа приобрела дом на Неглинной (1856 год). К 1863 году, по проекту архитектора Альберта Кавоса, достроили правое крыло по Пушечной. Фасад с тех пор не изменялся. Театральное училище имени Щепкина работает здесь 160 лет, здесь же находилась Московская академия хореографии (в 1960-х переехала на Фрунзенскую).

Театральное училище им. Щепкина с улицы Пушечная
Корпус со стороны Пушечной, фотография автора

Актеры и танцоры

Пусть имена выпускников говорят за себя: артисты балета Екатерина Гельцер, Аделина Джури, Василий Тихомиров, Асаф Мессерер, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая. И театральные актеры: Мария Ермолова, Евдокия Турчанинова, Вера Пашенная, Александр Остужев, Павел Садовский…

Юрий Соломин и столетний Николай Анненков во дворе у памятника:

Открытие памятника Щепкину на Неглинной
Фотография 1999 года, pastvu.com

Со временем пути актеров и танцоров расходились все дальше и дальше. По правилам начала XX века, в балетное отделение принимали детей 9-11 лет, обучение было бесплатным. На драматическое отделение принимали с 17 лет, с солидной платой: 100 рублей в год. И все-таки все это называлось одной школой: «Императорское московское театральное училище».

Спальни Театрального училища до революции
Дортуары, фотография около 1902 года, pastvu.com

Сначала дети и взрослые занимались под общей крышей, внутренний дворик с деревьями служил для прогулок. В 1901 году на месте старых флигелей выстроили четырехэтажный корпус специально для танцоров (архитектор Сергей Ползиков). На самом верхнем этаже освятили домовую церковь Марии Магдалины (1903 год).

Церковь театрального училища до революции
Интерьер церкви, фотография 1903 года, pastvu.com

Училищная церковь просуществовала до революции. В 1960-х годах тут был репетиционный зал ансамбля Игоря Моисеева, а в интерьере не оставалось ничего похожего на храм.

В XIX веке актеры все еще играли роль «бедных родственников». В какой-то момент, после Щепкина, обучение сценическому искусству сошло на нет. Драматическое отделение, по настоянию Островского, пришлось открывать заново в 1880-х. На первых порах взрослые актеры смотрели на дело скептически:

«Да разве талант создать можно? Талант сам создается, самобытно!»

К началу нового столетия удельный вес обеих половин училища изменился. На время Первой мировой войны в балетное отделение вообще прекратили набор, место танцоров заняли раненые:

Госпиталь в Театральном училище на Неглинной
В госпитале при Театральном училище, фотография 1914 года, pastvu.com

Для размещения госпиталя звезды балета и оперы сделали тут ремонт своими руками, покрасили двери и кровати (немного неожиданно для артиста начала XX века, правда?).

В 1918 году учреждение было закрыто, несколько лет спустя — возрождено. Притом балетное и драматическое отделения стали самостоятельными училищами.

Программы сделались разнообразнее. Организовали кафедру марксизма-ленинизма (теперь — философии и культурологии). В 1930-х появился колоритный военрук, который говорил:

«Я глубоко, категорически и бесповоротно убежден в том, что предмет «военное дело» в театральном институте противопоказан, и преподаю его, лишь выполняя приказ».

Балетный класс Театрального училища в Москве
В балетном классе, фотография 1921 года, pastvu.com

Истории из «Щепки»

Девушке на приемном экзамене дали задание — сыграть воровку. Председатель комиссии снял дорогие часы и положил на стол: воруйте их! Абитуриентка заартачилась:

Я комсомолка, а вы меня заставляете воровать. Я буду жаловаться…

Стукнула кулаком по столу, расплакалась и убежала. Все растерялись («может быть, мы действительно неправы?»). Через какое-то время председатель поглядел на стол и похолодел: часов-то нет!

Вдруг будущая актриса возвратилась в комнату и, положив на стол часы, сказала:

Вы предложили мне сыграть воровку. Я выполнила ваше задание.

Ермоловский зал, сцена театрального училища им. Щепкина
Ермоловский зал. Здесь теперь проходят дипломные спектакли. Фотография 1896 года, pastvu.com

Конечно, абитуриентку взяли! Жаль, что история не сохранила ее имени.

Зато известно имя абитуриента, который с треском провалился в доме на Неглинной в 1940-х. Фронтовик начал читать пушкинского «Гусара», люто переигрывал, и Вера Пашенная, не дослушав, прервала будущего актера:

Спасибо, достаточно!

Так в Щепкинское училище не поступил Юрий Никулин.

Вход в Театральное училище им. Щепкина
Фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх