Здесь был похоронен Борис Годунов (№ 5с1)

Варсонофьевский пер., 5с1, 1932, арх. Л. З. Чериковер, на месте храма Вознесения Господня (Варсонофьевский монастырь)

Самое неприглядное здание в переулке стоит на месте самого старинного и замечательного.

Варсонофьевский, 5с1, поликлиника
В наши дни. Фотография автора

Тут была церковь Вознесения Господня. Храм, по словам Грабаря,

«отличался исключительной стройностью, соразмерностью пропорций и законченностью прекрасно найденных форм, служивших источником неоднократного подражания и заимствования в течение XVIII века».

Церковь Вознесения Господня в Варсонофьевском переулке
Церковь Вознесения Господня. Фотография 1900 год, pastvu.com

Прежде он был собором Варсонофьевского женского монастыря, упраздненного во времена Екатерины. От обители сохранилось только имя, которое передалось Варсонофьевскому переулку.

Убогий дом

Этой истории — пять веков. Монастырь (первоначально называвшийся Воскресенским) упоминается с 1509 года. Как и почему получил он другое, редкое имя, непонятно. Пишут о святом Варсонофии, епископе Тверском — ведь в сотне метров до сих пор белеют палаты Тверского подворья. Предание же говорит, что первой настоятельницей монастыря явилась инокиня Варсонофия — мать митрополита Филиппа Московского.

Святой митрополит стал обличать Ивана Грозного за казнь безвинных — и лишился патриаршества, был отправлен в Тверь, где его удушил Малюта Скуратов.

Монастырек был крошечным и бедным. Рядом с Варсонофьевской обителью лежало «убогое кладбище», или «скудельница»: то место, где хоронили умерших на улице, нищих, казненных или тех, кто принял смерть без покаяния.

Благодаря такому кладбищу маленькая обитель однажды попала в большую историю. Рядом со старорусскими «бомжами» погребли тела царицы и двух царей. Такую честь воздал Лжедмитрий свергнутой династии.

Так прорастали семена, посеянные Грозным. Началось Смутное время.

Смерть Федора Годунова на картине Константина Маковского (1862)
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. Картина Константина Маковского, 1862 год. Третьяковская галерея. Wikimedia

Борис и Федор Годуновы

Еще недавно Гришку Отрепьева били на поле боя, и судьба самозванца висела на волоске. Напротив, царь был бодр и весел, вряд ли его терзали «мальчики кровавые в глазах». Борис Годунов умер внезапно, будто бы сраженный громом. Сын его, шестнадцатилетний Федор Годунов, правил полтора месяца — самое краткое царствование в истории России. Москвичи изменили юному царю, в июне 1605 года в город вошел самозванец. Федора и вдовствующую мать (Мария Григорьевна, дочка Малюты Скуратова), по приказу Лжедмитрия, придушили; их объявили самоубийцами и погребли без отпеванья на позорном кладбище. Сюда же, в Варсонофьевский переулок, перенесли и гроб с царем Борисом, вырытый из Архангельского собора.

Но прошло меньше года — самого Лжедмитрия развеяли без погребения: прах лжецаря смешали с порохом и этой смесью выпалили из пушки. По веленью следующего самодержца (Василий Шуйский), останки Годуновых перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре, где и теперь стоит их усыпальница.

Могилы Годуновых в Троице-Сергиевой лавре
Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой лавре. Фрагмент фотографии Robert Byron, 1930-31 годы, pastvu.com

Старинную обитель упразднили через полтораста лет (в 1764 году) — и монастырский собор обратился в приходскую церковь.

Церковь Вознесения Господня

Двухъярусный собор заложили в 1692 году и смогли завершить только в 1730: задержка объясняется тем, что Петр I запретил каменное строительство вне Петербурга. Памятник связывают со «стилем Великого посольства» — так называют иногда ранний вариант петровского барокко, когда зодчие начали ориентироваться на североевропейские образцы.

Разрушение церкви Вознесения Господня
Церковь уже обезглавлена. Фотография 1930-31 года перед разрушением, pastvu.com

Этот храм вызвал волну подражаний.

Церковь стояла в глубине участка — там, где теперь сереет поликлиника ОГПУ. На месте сквера и газона в XVIII столетии тянулись кельи, а по красной линии переулка проходила монастырская ограда с вратами и надвратной колокольней 1730 года. Когда монастырь упразднили, кельи сделались казармами московского гарнизона, а ко второй четверти XIX века — исчезли.

Варсонофьевский монастырь, план
План Варсонофьевского монастыря

В 1820 году стоящая на склоне колокольня покрылась трещинами, и ее пришлось разобрать. В 1833 году на этом месте соорудили новую, ампирную.

Храм Вознесения Господня в 1920-х
Фотография Николая Лебедева, 1925-30 годы, pastvu.com

Примерно в то же время к западу от колокольни появился ампирный домик причта.

Храм Вознесения Господня в Варсонофьевском пер., 1881
Фотография 1881 года, из альбомов Найденова, pastvu.com

История приходской церкви, пришедшей на смену монастырю, небогата событиями. Пишут лишь, что в 1901 году в ней венчался меценат Николай Рябушинский — создатель «Золотого Руна» (журнал составил эпоху в российском искусстве).

Что же касается собственных вкусов Николая Павловича, то они были странны. Несколько лет спустя, когда меценат уже бросил жену, художник Сергей Виноградов выпытывал:

Почему ты разошелся с женщиной такой невиданной красоты?

А Рябушинский вздохнул:

Ах, Сережа, я знаю, ведь она и вправду исключительно красива и доброго сердца. Но, знаешь ли, мала, мала.

Почему тогда замуж брал?!

Надо еще отметить, что семья Рябушинских связана с соседней усадьбой.

Гибель храма

В 1928 году сознательные граждане-соседи накатали жалобу:

«частые религиозные службы не дают покоя окружающему населению».

Храм Вознесения Господня в 1930 году
Фотография М. Н. Засыпкина, 1930 год, pastvu.com

Львиная доля переулочного населенья состояла из чекистов, которым дали тут квартиры, чтобы жили без отрыва от Лубянки. Поэтому у церкви шансов не было, и уже в следующем году храм Вознесения Господня превратился в

«клуб кавалерийского полка отдельной дивизии ОСНАЗ ОГПУ».

Община верующих, забрав свои святыни, перебралась в церковь Николы в Звонарях.

Храм (вместе с ампирной колокольней и домиком причта) сломали уже в 1931 году. Профессор Дмитрий Сухов, спасший в ту эпоху не один шедевр архитектуры, успел вырубить капитель, несколько белокаменных плит с надписями и вывез их в собор Василия Блаженного, который уже превратился в филиал Исторического музея.

Разрушение храма Вознесения Господня
Храм разбирают, фотография 1931 года, pastvu.com

Так сгинул выдающийся столичный памятник. Как признавали специалисты уже в 1980-х, церковь была

«одной из самых значительных вертикальных доминант центра Москвы».

Что дальше?

Еще через год (1932) архитектор Лазарь Чериковер выстроил здесь трехэтажную ведомственную поликлинику (№ 5с1). В течение девяноста лет она сохраняла связь с одним и тем же ведомством и называется теперь центральной поликлиникой ФСБ.

За фасадным зданием, в глубине двора, стоит еще семиэтажное строение 3 (1976 год) и двухэтажное дореволюционное строение 2.

Варсонофьевский пер., 5с3
Строение 3, вид с Большого Кисельного переулка. Панорама Яндекса

В народе сохранялась память об «убогом доме» в тех краях. Жительница дома напротив (№ 4) пишет:

«Я только опасалась по ночам выходить в туалет, из-за привидений. Это была, почему-то, очень обсуждаемая тема. Говорили, что на месте поликлиники напротив, было кладбище с сомнительной репутацией…»

Я сомневаюсь, что захоронения находились на месте поликлиники. Предполагаю, что они лежали к западу, ближе к углу переулка с Рождественкой — примерно там, где теперь дом № 3 и Институт востоковедения. «Убогий дом» ведь связывают и с соседней церковью Николая Чудотворца в Звонарях на улице Рождественка.

Место захоронения Годуновых?
Институт востоковедения (Рождественка, 12/1с1), правое крыло. Скорее всего, «скудельница» была где-то здесь. Фотография автора

И все же примечательно, что кладбище убитых и казненных (XVIXVII века) лежит так близко к месту массовых расправ в веке XX – к «расстрельному квадрату» Варсонофьевского переулка.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх