Места боевой славы Гиляровского и молодой Андрей Миронов (№ 22)

Петровка, 22, 1928-29, арх. П. Н. Кучнистов, на месте дома Левенсонов

Старинный барский особняк на месте углового дома 1920-х был центром обширной усадьбы, которая включала всю южную сторону Рахмановского переулка от Петровки до Неглинной. Другим частям владения — дому № 4 по переулку и № 23 по улице Неглинная — посвящены отдельные статьи.

Палаты XVIII века до Наполеонова пожара принадлежали князьям Гагариным, после — князьям Лобановым-Ростовским. В годы Великих реформ место князей занял врач Александр Левенсон, он здесь открыл «Поликлинику детских и женских болезней».

Большую часть дома доктор все-таки сдавал внаем: нижний этаж — под трактир Зверева, верхний — под меблированные комнаты «Надежда». Два этих заведения мелькают в книгах Гиляровского.

Гиляровский
Владимир Гиляровский. Портрет кисти Сергея Малютина, 1915 год. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, Wikimedia

«Вязка» маклаков

По словам Владимира Алексеевича, у Зверева собиралась «вязка» — общество мелких маклеров («маклаков»). Действуя сообща, они сбивали цены на аукционах, чтобы купить богатые вещи задешево. В трактире они делили награ… честно заработанное. В эти дни один из залов

«представлял собой странную картину: на столах золото, серебро, бронза, драгоценности, на стульях материи, из карманов вынимают, показывают и перепродают часы, ожерелья».

По-видимому, эти сцены относились к 1870-м. Потом место трактира заняла «редакция театральных афиш». Сын доктора-домовладельца, типограф Александр Левенсон, арендовал афиши императорских театров. В соседнем здании, связанном с Белинским, он открыл собственную, широко известную типографию (1881 год), в которой увидела свет первая книга Чехова.

Петровка, 22
Ныне существующее здание, фотография автора

1 000 000 экземпляров

На рубеже веков бывшее логово маклаков превратилось в редакцию «Русского слова» — газетенки «убогой» и малотиражной, хотя ее владельцем был сам Сытин — акула книжного рынка. Просто Ивану Дмитриевичу не хватало пороху и времени, чтобы заняться еще и газетой.

«По одну сторону редакции была пивная Трехгорного завода, а с другой — винный погреб Птицына. Наверху этого старого, сломанного в первые годы революции, двухэтажного дома помещались довольно сомнительные номера «Надежда», не то для приходящих, не то для приезжающих».

В других источниках Трехгорную «пивную» называют рестораном

«с очень приличной кухней, и обороты этот ресторан «Трехгорный» делал огромные».

А ситуация с газетой выправилась в 1902 году. В «Русское слово» вдохнул жизнь «король фельетонистов» Влас Дорошевич. Он и организатор был прекрасный: дисциплина была строгой («как в Париже и Лондоне»), а гонорары — высокими.

Потом «Русское слово» переехало в собственный дом на Тверской и стало самой продаваемой в империи газетой. В 1917 году ее тираж составлял миллион экземпляров.

Газета "Русское слово"
«Русское слово», номер газеты, март 1917 года, Wikimedia

Автор «Москвы и москвичей»

Вернемся на Петровку! Наверху, в «сомнительных» меблированных комнатах «Надежда» на рубеже веков жили актеры, мелкие служащие и «проститутки из средних»… если, конечно, верить Гиляровскому. У него вся Москва — сомнительное место, уж такой у репортера профессиональный интерес.

По другим данным, в жилой части дома встречалась и почтенная публика — вроде автора «Москвы и москвичей». Нет! Я на этот раз пишу не про Гиляровского, а про статистика и краеведа Николая Бочарова, который до Владимира Алексеевича издал книгу под таким заглавием. Полный титул был таков:

Бочаров Н. П. Москва и москвичи: Историко-статистические очерки, исследования и заметки Н. П. Бочарова. Вып. 1. Москва: Типография М. П. Щепкина, 1881.

Впрочем, и Николай Петрович был не нов: первым писателем, назвавшим свою книгу «Москвой и москвичами», был Михаил Загоскин в 1840-х.

Работал Бочаров этажом ниже — в «Русском слове».

Дом, где вырос Андрей Миронов
Ныне существующее здание, фотография автора

Профессия: репортер

Еще одним жильцом «Надежды» был роскошноусый отставной лжеофицер, некто Кондратьев — один из самых сильных бильярдистов в городе. Этот Кондратьев все, что было выиграно в бильярд, однажды продул в карты и дошел до главного сокровища — белого какаду. Жестокосердный враг выкинул попугая на мороз.

Белый труп на снегу заметил репортер «Московского листка» и написал смешной текстик в газету… но хозяин «Листка» тоже был жесток.

Не пойдеть! Ты вот найди, откуда это попугай взялся и как он на бульвар попал, тогда пойдеть! 

— Это невозможно, Николай Иванович. 

— Какой же ты после этого репортер выходишь? Может, сам нашел на помойке дохлую птицу и подкинул ее, чтобы сценку написать?.. Эх, ты, строчило мученик!

К счастью для «мученика», рядом с ним был Гиляровский, описавший этот эпизод в книге «Друзья и встречи». Когда происхождение попугая стало ясно, «строчило» дописал статью, получил 25 рублей и теплое пальто…

Теперь понятно, почему Гиляровский стал среди репортеров «королем»: он мог найти иголку не в каком-нибудь стогу, а в миллионном городе. А если поиск все-таки окончится ничем? Тогда пойдут в ход домыслы и слухи! Кого это волнует?

Жир-Кость

Описанному Гиляровским дому не повезло с фотоснимками. Он попал в кадр только после того, как его разломали.

Дореволюционный дом Петровка, 22
Разрушение, фотография 1922 года, pastvu.com

Зачем ломать было, когда в Москве, измученной жилищным кризисом, еще не строили новых домов? Тайна сия велика есть.

Шестиэтажный дом на месте пустыря вырос лишь в 1928 или 29 году (архитектор Павел Кучнистов). Стиль — конструктивизм. Красная полуротонда на углу «рифмуется» с неоклассической сберкассой через переулок, и это «оживляет» наше здание 1920-х, которое выглядит приятнее, чем большинство собратьев по эпохе. Хотя и не вписывается в ансамбль.

Заказчиком был кооператив с неаппетитным именем «Жиркость», а первыми жильцами — парфюмеры, работники «Треста эфирно-жировых эссенций», или ТЭЖЭ. Под этой маркой выпускались многие раннесоветские духи, так что аббревиатура стала знаменитой. Люди обычно расшифровывали это непонятное ТЭЖЭ как «тайна женщины».

Дом кооператива "Жиркость" после постройки
Новый дом, фотография 1929 года, pastvu.com

В 1930-х трест возглавила жена Молотова Полина Жемчужина (позже ее посадит Сталин, чтобы держать ее супруга на коротком поводке), а в самом доме наряду с жильцами устроился райком ВКП(б). В красные праздники рядом с дорогой демонстрантов сколачивали трибуны. Поверх трибун, и над толпой, и над начальством, нависала фигура «вождя и учителя» в два человеческих роста.

Демонстрация на Петровке, 1930-е
Фотография 1935 года, pastvu.com

Артист

Быстро появились квартиранты, никак не связанные с парфюмерной промышленностью. В 1940-72 годах здесь жил комедийный дуэт «Миронова и Менакер». Как пишет очевидец об этом семейном очаге,

«уютнейшая квартирка, но с чертовщиной, как у Булгакова».

Тут грезил об актерской славе полненький болезненный ребенок. При первой попытке сняться в фильме его выгнали со съемочной площадки. Когда подросток на экзамене в Щукинское училище стал декламировать «Прощай, свободная стихия!», из носа от натуги хлынула кровь, после чего парень был принят. В тех редких случаях, когда студенту ставили четверку, он требовал переэкзаменовки и пересдавал всегда на пять. Так воспитал себя актер Андрей Миронов.

Андрей Миронов, мемориальная доска на Петровке
Фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх