Кони Посейдона в доходном доме Сандуновских бань (14с1 и 1А)

Неглинная, 14с1 и 1А, 1894-95, арх. Б. В. Фрейденберг, С. М. Калугин

Одно из самых пышных зданий на Неглинной и вообще в Москве.

Доходный дом Сандуновских бань, общий вид
Фотография автора

В глубине квартала, между Сандуновским и Звонарским переулком, работают знаменитые бани, а фасадный дом служит для них визитной карточной.

Неглинная, 14с1
Фотография автора

Над грандиозной аркой, посреди взволнованной стихии — пара натурально вылепленных лошадей с перепончатыми лапами. Это морские кони Посейдона — гиппокампы. Правая всадница с лирой — это нереида, а левый всадник — сын водного владыки Тритон. Трубя в рог, Тритон созывает народ в Сандуновские бани. Говорят, в некоторых ракурсах рог делается похожим на бутылку, а греческий бог — на обывателя, который после баньки попивает из горла пивко.

Тритон и Гиппокампы, скульптуры доходного дома Сандуновских бань
Фотография автора

Другая ипостась Тритона находится над серебристым куполом. Как отмечают, в данном случае пара тритонов «подрабатывает» атлантами.

Дом Сандуновских бань, Неглинная, 14с1, купол
Фотография автора

Лик в центре, на замковом камне арки, должен, по идее, быть владыкой вод. Однако сам по себе маскарон больше похож на морского старца Нерея (очень уж дремучая на нем растительность).

Маскарон Нерея на фасаде Сандуновского дома, Неглинная
Фотография автора

А под карнизом еще находят Протея со свитой.

Неглинная, 14с1, скульптуры
Фотография автора

Вся Посейдонова рать — это «скульптурная реклама» бани.

Если гипертрофированно пышный фасад выполнен в стиле необарокко, то внутренний дворик полон мавританских мотивов (логично: бани-то — восточные!).

Неглинная, 14, внутренний двор Сандунов
Фотография Отто Ренара, 1895-96 годы, pastvu.com

То было фасадное строение 1А. В здании с противоположной стороны мавританского двора (строение1) располагались как жилые квартиры, так и «номерные бани» (элитная часть Сандунов).

Фонтан и плитка во дворе не сохранились, каменные кружева — дошли до нас, только теперь на них не поглядишь. Арка с аллегорическими статуями в нишах захлопнулась в начале нашего столетия, а весь XX век прохожие тут щелкали фотоаппаратами. Снимали здесь и фильмы.

Эту красоту создали в 1895 году (римская цифра на фасаде) архитекторы Борис Фрейденберг и Сергей Калугин. Хозяйкой доходного дома и бань была одна из крупнейших московских предпринимательниц Вера Фирсанова. Она же, с 1904 года, занимала здесь, на среднем этаже, одиннадцатикомнатную квартиру. Вот одна комната, столовая:

Столовая Веры Фирсановой
Фотография 1909 года, pastvu.com

И еще:

Роскошная квартира Веры Фирсановой
Фотография 1903-1904 годов, П. П. Павлов, pastvu.com

Над интерьерами фирсановской квартиры работали архитекторы Иван Фомин, Александр Зеленко, и художник Александр Якимченко, который также иллюстрировал Лермонтова по хозяйскому заказу. Вера Ивановна (о ее жизни — см. статью про бани) была большой поклонницей поэта и у себя в усадьбе поставила ему памятник.

В других квартирах — поскромнее — останавливались состоятельные москвичи. Там были супруги Чеховы (1902 год, пятикомнатная квартира). Вот что писала Ольга Леонардовна Антону Павловичу:

«Пишу тебе первый раз в новой квартире. Как у нас великолепно, Антонка! Как просторно, сколько воздуху! Тебе будет отлично здесь!.. Электричество будет у Маши, в столовой и в кабинете твоем, уж куда ни шло – 3 лампочки – 45 р. в год… Комнаты вышиной аршин 6 1/2, пожалуй, Машина комната совсем отдельно, кухня ей не мешает, стены здоровые. Твой кабинет – одна красота. Рядом мой маленький уголок, славненький. Одним словом, все хорошо, и ты будешь доволен».

Выходит, потолки в четыре с половиной метра, зато электричество — не в каждой комнате… оно еще было роскошью. Бани с доходным домом освещали за счет отдельной электростанции. Парадные комнаты выходили на улицу, спальни — в арабский дворик. Чеховские окна расположены на первом этаже, глядят в Звонарский переулок.

Квартира Чехова в доходном доме Сандунов, Неглинная, 14с1
Фотография автора

В квартирном корпусе в разное время обитали и другие знаменитости: называют режиссера Константина Станиславского, балерину Адель Джури, актеров Александра Вишневского, Ивана Москвина, Леонида Леонидова. 40% прибыли от всего банного комплекса приносил элитный дом.

Львиную долю этих денег давали торговые заведения. Особенно известен магазин Юргенсона — короля нотоиздателей. Вначале Петр Иванович обосновался в доме 10, где когда-то был пушкинский «Яр». Вскоре зловонные воды Неглинки, выйдя из «берегов» подземного коллектора, сгубили нотный склад.

Наученный несчастьем, Юргенсон поднялся на второй этаж. Магазин в правом крыле дома Фирсановой существовал с 1897 до 2003 года и сохранял до самого конца «роскошный интерьер». Сохранял… когда же у нас кончатся эти «евроремонты» по методу древнегерманского племени вандалов?! Пишут, что красоту угробил банк, названия которого мы называть не будем, чтоб не рекламировать.

Доходный дом Сандуновских бань, Неглинная, 14с1
Фотография автора

А музыканты и десятки лет спустя вспоминают лестницу с истертыми ступенями и какой-то «неповторимый… запах, царивший в помещении». Среди портретов корифеев стоял рояль, на котором можно было наиграть только что купленные ноты.

На третьем этаже находились меблированные комнаты «Тюрби». Кроме того, при Сандуновских банях (вероятнее всего, в доме с конями Посейдона) работал зоомагазин некоего Ахиллесова, «магазин металлических венков», а также Музей гигиены и санитарной техники. Казалось, где, как не при банях, создавать такое учреждение? Однако москвичи музея не заметили: за первый год здесь побывала только тысяча человек, тогда как лекционный зал мог принять сто гостей одновременно.

Неглинная, 14с1, фасадный декор
Фотография автора

Когда окончилась эпоха коммуналок (1960-е), большая часть фасадного дома с конями Посейдона (с1А) превратилась в районную поликлинику — работала здесь до начала XXI столетия. Квартиры, в том числе Чеховых и Фирсановой, пропали в результате перепланировки.

До 1990-х сохранялся деревянный тамбур, украшения некоторых интерьеров. До наших дней дошла небольшая часть лестничного декора.

В дворовом корпусе (строение 1), за мавританским двориком, весь интерьер реконструирован еще в 1940-х. Так была полностью разрушена лучшая часть Сандунов! Та роскошь, которую мы знаем под названием «Сандуновские бани» (строение 4) — это всего лишь общие отделения ценой от 5 до 50 копеек. Существовали еще индивидуальные номера, стоившие до 5 рублей, для самых богатых — там видели даже великих князей. Это и называлось «номерными банями». Теперь их нет, хотя фасады сохранились.

Доходный дом Сандуновских бань, дворовый фасад
Фасад во внутреннем дворе, фотография 1985-90 годов, архив ЦИГИ, pastvu.com

По некоторым сведениям, в корпусе 1 располагались подразделения КГБ.

Теперь — немного более «глубокой» истории! На углу с Сандуновским переулком, в здании, которое прежде стояло на месте квартирного корпуса, в 1856 году заработала шоколадная фабрика с паровой машиной мощностью две лошадиных силы. Рабочие — пять мужиков и четыре девочки. Таково было скромное начало кондитерской фирмы-гиганта «Эйнем», которая потом переедет на Остров.

На месте левого крыла здания с гиппокампами — там, где жил Чехов — до конца XIX века находилось два пруда. То были резервуары воды для бань, питаемые из московского водопровода. Они видны даже на карте 1888 года.

Доходный дом Сандуновских бань, ворота
Фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх