О своих авторских правах
Копирайт… вы спросите: зачем автор завел эту шарманку? Дмитрий Линдер понесет великие потери, если кто-нибудь сворует его тексты с некоммерческого сайта? У краеведа наступает воспаление жадности? Или, возможно, мания величия?
Поговорим начистоту!
Нет, я не мелочный, не жадный. И пока «просто вел блоги», никогда не обращал внимание на копипастеров. Однако этот сайт — не дзен-канал и не соцсеть, это — энциклопедия старых московских зданий. Энциклопедия должна быть полной (я стремлюсь описать все объекты) и системной, чтобы читатель мог в несколько кликов разыскать, что хочет. Поэтому она куда ценней, чем беспорядочная груда текстов.
В течение трех лет мне удалось создать сплошное описание 60% кварталов московского Белого города (это 90 авторских листов статей — аналог пяти толстых книжек). За 2025 год рассчитываю выложить все эти тексты и стану описывать оставшуюся часть Москвы внутри Бульварного кольца. Тогда проект может сделаться популярным, и я буду считать это вознаграждением за труды.
Конечно, при таком раскладе я хочу, чтобы народ знал, кто у текстов автор, и ходил читать мою энциклопедию только ко мне на сайт, а не на сайт каких-нибудь воришек-плагиаторов.
Воров буду карать и бить рублем.
Всякий, кто начнет в массовом порядке распространять в Интернете статьи с сайта «Старая Москва с Дмитрием Линдером», пойдет под суд и выплатит по 30 тысяч рублей за статью (такова современная судебная практика). Считайте сами, сколько будет стоить скопипастить сто статей. Не знать о ясно высказанном запрете невозможно: в конце каждой статьи стоит приписка с копирайтом, мимо которой никто не пройдет.
Отдельные статьи (не в массовом порядке) можно копировать, получив письменное согласие автора. Написать можно сюда. Стучите, и вам отворят.
О чужих авторских правах (изображения на сайте)
Естественно, все тексты, размещенные на сайте, написал я сам. Но кроме текстов есть еще изображения. Почти весь иллюстративный материал разделяется на три группы:
Первая категория — мои собственные фотографии домов. Все эти снимки сделаны в 2020-х или (реже) в 2017-2019 годах.
Вторая — старые фотографии и рисунки с сайта pastvu.com. Если на pastvu.com указан автор, его имя попадает на наш сайт (особенно в тех случаях, когда идет речь о середине и конце XX века). Даты ставятся, как в подписях на pastvu. Но иногда они исправлены: а) по другой версии того же фотоснимка на pastvu (там ведь встречаются противоречия), b) по уточнениям комментаторов pastvu, если есть серьезная аргументация, c) (реже) по умозаключениям создателя статей.
Третья группа иллюстраций — это изображения с Wikimedia: старые картины или фотографии, связанные со знаменитыми людьми и историческими событиями.
Изредка используются изображения с других сайтов, блогов, из книг и т. п., источник я стараюсь указать.
Делая исторический проект, я, разумеется, не мог ограничиваться собственными фотоснимками, ибо дома меняются. Нужны не только современные, но и старые виды, в том числе середины и конца XX столетия. Даже на кадрах начала XXI века можно найти важные исторические детали, которые к концу 2010-х исчезли и не могли быть запечатлены именно мной. Да и не все, что существует ныне (большую часть интерьеров, некоторые закрытые дворы), я физически могу заснять.
Важно: изображения служат не только «для красоты», но и для понимания (иногда — совершенно необходимы для понимания текста).
Итак, без сторонних иллюстраций обойтись нельзя… Принципы их подбора таковы:
-
информативность;
-
сбережение времени;
-
уважение к авторскому праву.
«Беречь время» — больной вопрос: если надо собрать тысячи фотографий, то разыскивать автора каждой и спрашивать его согласия — дело немного… нереалистичное. Как же я поступаю?
В первую очередь беру изображения, которые уже перешли в общественное достояние. Сюда относятся работы фотографов, умерших до 1954 года, а также фотоснимки, изданные до 1954 года в советских газетах и отраслевых журналах, и изображения, опубликованные в любом русском издании до 1917 года.
А как быть с серединой и концом XX столетия? В первую очередь беру те фотографии, которые по умолчанию разрешены для некоммерческого использования (с указанием автора и источника). Таких изображений, например, очень много на pastvu.com. Согласно правилам площадки, «пользователь, размещая свои материалы на сайте, безвозмездно разрешает их дальнейшее использование пользователями сайта в личных целях». Как мне указал один из модераторов, к «использованию… в личных целях» можно отнести и некоммерческий проект. Замечу, что это относится лишь к тем изображениям, которые публиковал сам автор или его наследник. Кроме того, надо смотреть, не написал ли публикатор, что разрешает использовать фото исключительно на pastvu.com.
В случае с иными (несвободными) изображениями я стараюсь найти автора, чтобы спросить разрешения вывесить фотографии.
В отношении образовательных проектов закон допускает использование несвободных изображений даже без согласия правообладателей. В этом плане я ориентируюсь на «Критерии добросовестного использования» российской Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Критерии_добросовестного_использования
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ред. от 30.04.2021, статья 1274),
«1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования <…>;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях <…> учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью».
Исходя из закона, Википедия допускает использование несвободных иллюстраций, если соблюдены такие условия:
1) публиковать изображение необходимо, а свободной альтернативы ему нет, если убрать его, страдает качество статьи;
2) коммерческая ценность файла (если она есть) не уменьшается;
3) несвободные иллюстрации использованы в минимальном объеме.
При крайней необходимости я оставляю за собой возможность применить «принцип Википедии» и к собственному информационно-образовательному проекту. Несвободные изображения используются в единичных случаях, когда сложно выйти на фотографа, а фотография одна и позарез необходима и замены ей среди свободных файлов — нет.
Пример.
Я написал статью об историческом особняке, который сильно перестроили в 1980-х. Естественно, мне нужно показать, как все выглядело ранее, однако качественных фотоснимков — почти нет. Приличное изображение — только одно, и это фотография, сделанная в 1960 году неким M. Peterson`ом. Фото — любительское, некоммерческое. Велика ль вероятность, что републикация нарушит интересы автора? Она стремится к нулю, зато отказ от публикации совершенно точно ухудшает качество статьи в «энциклопедии»! Самое главное, выйти на этого M. Peterson`а или, скорее всего, уже на наследников туриста, чтобы спросить, имеются ли возражения, довольно сложно. О возражениях никаких данных нет, и фотография уже висит на pastvu.com.
В подобных случаях я могу выложить и несвободный фотоснимок, воспользовавшись той «лазейкой», которую предоставляет закон (но если вдруг найдется и выскажет претензию правообладатель — уберу).