Милютинский переулок, 16с3, XVIII-XIX века
Первый вариант этой статьи ранее публиковался у меня на дзен-канале.
– Можно у вас во дворе пофотографировать дома? – спросил я у охраны.
– Какие?
– А вот эти.
– Конечно можно.
Так началась моя фотопрогулка с телефоном. Двор домов № 18 и 16 по Милютинскому переулку оказался длинным и ветвистым, как речной бассейн.
Экскурсия по пушкинским местам
Среди фотоулова оказалось и строение 3 дома 16 — малодоступное, загадочное место, связанное с поэтом. Карта не врет: постройка в плане очень необычна, вроде надкушенной баранки. И —
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины…»
Просится на язык эта строчка из Бродского.
Узкий проход во двор:

Во внутреннем дворе темнеет роща:

Стены покрыты жизнеутверждающими граффити:

Заглянем в окно:

Внешность обманчива. Намного позже я узнал, что эта, юго-западная часть постройки — самая старинная и что толща стен восходит к петровской эпохе.
На фабрике Милютина
Про шелковую фабрику эпохи Петра I рассказано в статье о выходящих в переулок зданиях № 16с1 и с2. Их первые этажи — это производственные корпуса. Наша дворовая постройка, судя по ГИКЭ, тоже появилась в 1720-х и с самого начала была двухэтажной. Низ занимала кузница под сводами (своды погибли в результате поздних реконструкций), а наверху, как предполагают, проживала часть рабочих.
Если я верно понял, к XVIII веку относится юго-западная часть постройки.
Здесь побывал поэт
Сто лет спустя Милютины влезли в долги, их фабрика пришла в упадок. Огромный двор они продали по частям: так обособились домовладения № 16 и 14. 16-й участок (производственная зона) достался майору Платону Митькову — брату декабриста Михаила Митькова. Это произошло в 1829 году.
Майор реконструировал строение 3 и поселился в нем, сломав ветхое северное крыло и сделав новые пристройки. Теперь дом был похож на букву «с», как показывает Хотевский план Москвы.

Несколько лет спустя брат декабриста стал сдавать свой особняк богатым квартирантам, и в 1834-37 годах здесь жила тетка Пушкина Елизавета Львовна со своим мужем (камергером Матвеем Солнцевым) и двумя дочерьми — двоюродными сестрами поэта.
Александр Сергеевич не был особенно близок с тетушкой, и все-таки в начале мая 1836 года побывал под этой крышей и писал жене:
«Был я у Солнцовой. Его здесь нет, он в деревне. Она зовет отца к себе в деревню на лето. Кузинки пищат, как галочки…»
Надо сказать, что Сергей Львович принял приглашение и через два месяца отправился к сестре. Зимою 1836-37 года отец Пушкина жил вместе с Солнцевыми в этом доме, и именно здесь его настигла весть о Черной речке. Он «как безумный долго не хотел верить», вспоминает Баратынский, который и принес Сергею Львовичу черное известие. Пушкин-отец сказал:
«Мне остается одно, молить Бога не отнять у меня памяти, чтоб я его не забыл».

Артисты
В 1873 году архитектор Дмитрий Чичагов сделал две пристройки, так что здание превратилось в почти замкнутый квадрат. То был обычный для Москвы недорогой доходный дом.
В 1912 году в строении 1 обосновался знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь», а дворовый корпус тоже облюбовали актеры. Здесь разместились мастерские при «Летучей мыши» и известная «массалитиновская школа» драматического мастерства. Во главе заведения стояло трое знаменитых мхатовцев: Николай Массилитинов, Николай Александров, Николай Подгорный. Это место называли еще «школой трех Николаев». Одной из учениц была Алла Тарасова. Рассказывали, что Шаляпин, посетив школьный спектакль, так впечатлился, что хотел сфотографироваться с будущей народной артисткой.
В 1916 году школа была преобразована во вторую студию МХТ, сохранив дислокацию. Рядом селились и актеры. Уже в 1920-х в квартире 11 дома 16 жило много студийцев, например, Клавдия Еланская и Ольга Андровская. В этом ли корпусе находилась квартира?

По документам, в 1910-х в подвале размещались котельная и склады, на первом этаже — массалитиновская школа, мастерская при «Летучей мыши» и жилье, на втором этаже — только жилье.
Руина
Это позор, что дом, в котором бывал Пушкин, доведен до состояния полуразвалины! Все это длится уже много лет. Здание спрятано за фальшфасадом и лишь в 2017 году вошло в реестр как «объект культурного наследия регионального значения». А еще дом вошел в Красную Книгу Архнадзора, тип угрозы: «запустение».
В глубине двора, по границе участка, сохранились длинные грязные постройки, похожие на гаражи (строения 9, 13, 14). Они появились после 1868 года при купце Бардине. По некоторым сведениям, это конюшни и каретные сараи.

Эпилог
Я сделал эти фотографии и написал текст несколько лет назад, с тех пор ситуация изменилась. В 2024 году домом, который помнит Пушкина, занялись. Взглянув со стороны, было довольно сложно разобраться, что на стройплощадке происходит: реставрация или снос? Одна часть древних стен устояла, другую — разрушили, заменив потом новой кладкой. В ближайшие месяцы, наверное, можно будет посмотреть на результат работ.
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.