Домик архитектора Григорьева (№ 8с1 и с2)

Милютинский переулок, 8с1 и с2, 1842-43 гг., арх. А. Г. Григорьев

Статья ранее публиковалась на моем дзен-канале

Крошечный домик с пятью арочными окнами дает почувствовать масштаб старой Москвы. Ведь в середине XIX века большая часть города была застроена подобными особнячками.

Дом архитектора Григорьева
Фотография автора

Однако здесь мы видим не совсем типичный случай: автор проекта строил для себя, был сам себе заказчиком. И вот появился памятник архитектуры. Памятник трижды! Вышло так, что на фасаде висят целых три почти идентичных мемориальных доски.

Вольноотпущенник

Афанасий Григорьев увидел свет в деревне под Тамбовом, в крепостной неволе (1782 год). К счастью, помещику был нужен архитектор, и талантливого мальчика послали на учебу к Джованни (Ивану) Жилярди. Помещик-сын, по щедрости душевной, дал зодчему вольную, а сын первого учителя, Доменико Жилярди, принял Григорьева в соавторы. Вместе они возвели Опекунский совет на Солянке, восстановили старый Университет на Моховой, у Афанасия Григорьевича было и много других талантливых работ.

И все же на особнячок в центре Москвы он накопил только к 60 годам. «Сапожник без сапог» мечтал об этом долго: первый (намного более роскошный) проект он начертил, наверное, многими годами раньше.

В гостях у Афанасия Григорьева

Особняк был построен в 1842-43 годах, а в январе 1844 сюда уже переселился архитектор, выехав с семьею из квартирки в «Окружном здании» Воспитательного дома.

Дом архитектора Григорьева, декор
Декор, фотография автора

То, что мы видим на фасаде, сильно отличается от чертежа, который архитектор прилагал к документам. Скорее всего, Григорьев корректировал свой план во время работ (или дом перестраивали в следующие десятилетия?). Получился позднеклассический фасад с тонкой лепниной в обрамлении арочных окон и маленькими медальонами под межэтажным карнизом.

Пять больших арочных окон заливали светом залу во всю длину здания — она служила и парадным кабинетом, и гостиной. Арки делили залу надвое, так что она казалась анфиладой. В проемах арок стояли роскошные вазы на постаментах, дальнюю глухую стену украшал камин.

Арки теперь застроены, камин не сохранился. От середины XIX века до нас дошли деревянные карнизы, часть паркета, дверь в переднюю.

Заднюю половину дома с более низким потолком занимают столовая и чертежная, где Афанасий Григорьевич вместе с сыном и подручными создавал свои проекты. В двух этих комнатах огромные четырехчастные окна с белокаменными подоконниками. Среднее же окошко освещает лестницу, ведущую и вверх, и вниз. Лестница — деревянная, украшенная тонкими балясинами — осталась с григорьевских времен.

Дом архитектора Григорьева со двора
Дворовый фасад. Фотография 1980-х из «Памятников архитектуры Москвы»

Внизу, в полуподвале, располагались кухня и помещения для слуг, а наверху, на антресолях — жилые комнаты для всей семьи. Стены их были обшиты деревом. Дом получился продуманным, компактным, удобным для жизни.

Григорьев задержался здесь на четверть века — до своей кончины в 1868 году. Старший сын, Павел, тоже стал архитектором Воспитательного дома, средний, Иван — врачом, а младший, Михаил — художником и музыкантом. Отец воспитывал вкус юноши, сохранилось много писем такого рода:

«Это ты сделал хорошо, что был в Эрмитаже. И тебе нужно поглядеть картину Брюлова «Последний день Помпеи», хотя ты ее и видел, но ты в то время еще ничего не понимал».

Или:

«...ты в письме пишешь об Гайвазовских картинах, что фигуры его сделаны очень плохо… ты об воде его ничего не сказал… всмотрись в его водяной колер, в форму воды и воздуха; также и в колорит верно у него также и колер свежей…»

Художник Михаил и унаследовал семейное гнездо.

Дальнейшая история

Когда художник умер (1890-е), дом перешел к семье инженера Страхова, профессора Сельскохозяйственной академии. В 1923 году этот адрес занимало издательство «Голос труда», принадлежавшее Союзу анархо-синдикалистов. Здесь анархисты выпустили полные собрания трудов Бакунина и Кропоткина.

Дом архитектора Григорьева, Милютинский, 8с1
Фотография автора

В другой части дома находились жилые квартиры. Под жилье приспосабливали чердачные комнатки, выходившие в переулок. В парадном зале потолки высокие, чердак же был низкий-низкий, с крошечными окнами. Поэтому в 1924 году тут подняли стропила и увеличили высоту верхних окон, исказив Григорьевский фасад. Тогда же и в полуподвале пробили пять фасадных окошек. Террасу, примыкающую к дому справа, тоже приспособили под жилье.

Как пишет старожил, в этом здании провела детские годы певица Тамара Синявская (родилась в 1943 году). Позднее она стала народной артисткой и вышла замуж за Муслима Магомаева. Училась она в соседней школе, где теперь французский лицей.

Каретный сарай?

В глубине двора стоит малоизвестное здание. Этот служебный корпус при советах был гаражом, а раньше мог, вполне возможно, играть роль конюшни и каретника. До самого последнего момента посмотреть на службы было невозможно, но какое-то время ворота стояли открытыми, и я мог наблюдать постройку с двумя полузаложенными арками.

Служебный корпус дома архитектора Григорьева
Служебный корпус, фотография автора

Предполагали, что строение — ровесник главного дома, эта версия («1840-е») отразилась на одной из мемориальных досок. Однако на Хотевском плане 1852 года мы видим на этом месте другое, еще деревянное здание.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх