Палаты Тверского подворья (№ 17с2)

Кузнецкий Мост, 17с2, XVII в., палаты Тверского подворья

За тремя арками в новодельном красном доме № 17с1 на Кузнецком Мосту ослепительно сверкают палаты времен царя Алексея Михайловича.

Архитектурная прогулка

Пройдем во двор! Впереди — непременное крыльцо: палаты без крыльца — все равно что боярин без бороды. Почему ж у подавляющего большинства старинных зданий мы их, крылец, не видим? Потому что эта деталь гибла самой первой. Вот и палаты Тверского подворья сохранились без крыльца — то, что мы наблюдаем перед домом, добавлено реставраторами.

Палаты Тверского подворья, общий вид
Фотография автора

Зато все остальное — аутентично. Вокруг окон — наличники трех разных видов, наверху и между этажами — сложные карнизы. По небольшим лопаткам на фасаде можно прослеживать планировку палат (эти лопатки совпадают с внутренними стенами).

Декор палат на Кузнецком Мосту, 17с2
Фотография автора

Декор пытались уничтожить в XIX столетии, однако в кладке остались «хвосты» срубленных деталей, что дало возможность их восстановить при реставрации. Под побелкой — кирпичи XVII века. Стены тут толщиной 1 метр 20 сантиметров. Внутри сохранились коробовые и цилиндрические своды.

Обойдем здание кругом! Главный фасад обращен к югу, в сторону Кузнецкого моста. Вот западный торец палат:

Западная сторона палат Тверского подворья
Западная сторона, фотография автора

А вот — северная сторона: гладкая и без наличников.

Кузнецкий Мост, палаты архиепископов Тверских с севера
Северная сторона, фотография автора

В чем дело?

Дело в том, что это поздняя пристройка! У палат было два строительных периода: если их основную часть сложили во второй половине XVII века, то северный ряд комнат появился в конце XVIII.

Вот, наконец, восточный торец дома. Как и на западном торце, видно, где завершается допетровские палаты. «Гладкая» треть здания — более поздняя пристройка.

Кузнецкий Мост, 17, палаты с востока
Восточная сторона, фотография автора

А это планировка.

Первый этаж:

Палаты Тверского подворья план первого этажа
План первого этажа. Штриховкой показана пристройка XVIII века

Второй этаж:

Палаты Тверского подворья, план второго этажа
План второго этажа

Вернемся, откуда пришли, и опять полюбуемся! Палаты тверских архиереев кажутся весьма масштабными: вот что умеет сотворить искусный зодчий. На деле-то это двухэтажный домик площадью тысяча квадратных метров…

Кузнецкий Мост, 17с2, палаты XVII века
Фотография автора

Теперь расскажем об истории этого места!

О резиденции тверских архиепископов в Москве упоминают с 1620 года — с тех пор, как начинают появляться сколько-нибудь подробные известия о топографии нашего города. С XVI века известен соседний Варсонофьевский монастырь, и это имя, как предполагают, связано с тверским святым Варсонофием. Если так, то и подворье может быть намного старше.

Платон Левшин

Во второй половине XVII века появились каменные палаты, а рядом с ними — каменная церковь святителя Арсения (еще один Тверской иерарх). Храм просуществует приблизительно до 1770 года.

Палаты связаны с жизнью известного церковного деятеля Платона Левшина, который в 1770-75 годах был архиепископом Тверским и, вероятно, останавливался на Тверском подворье, когда боролся с Московской чумой. Узнав, что толпа растерзала Московского архиепископа Амвросия, Платон бросился к месту преступления, позаботился о теле и стал увещевать мятежников.

Вскоре он занял московскую кафедру и, вместо того чтобы преследовать раскольников, начал искать примирения с ними. По инициативе митрополита Платона было разрешено единоверие: старообрядцем позволяли, сохраняя свои старые обряды, объединиться с Православной Церковью.

Митрополит написал первый курс русской церковной истории и имел смелость спорить с самим императором Павлом I (35 годами раньше, когда Павел был еще ребенком, Платон служил при нем законоучителем).

Митрополит Платон Левшин
Платон Левшин. Портрет работы неизвестного художника, конец XVIII века, Wikimedia

Сантино Кампиони

Подворье было не только резиденцией Тверских иерархов, но и доходным владеньем. Провинциальные епископы все реже бывали в Москве, так что коммерческая функция вышла на первый план.

В начале XIX века вокруг палат выросли и другие каменные здания. Главный доходный дом построили по линии Кузнецкого Моста, несколько меньших — во дворе, по границе подворья.

Инициатором строительства этих домов — по крайней мере, части их — был известный скульптор Сантино Кампиони, который украшал декором лучшие московские дворцы в начале XIX века. Итальянец перенес сюда свою мастерскую в 1800 году, а в 1804 году арендовал на десять лет подворье целиком (а значит и дошедшие до нас палаты). Скульптор будет работать здесь до 1827 года.

Здесь, на подворье, были созданы барельефы губернаторского дома на Тверской, усадьбы Орловых на Большой Никитской и много другой роскоши в наших московских дворцах. Например, в Опекунском Совете.

Позднее Кампиони поселился в собственных палатах в Сретенском переулке, а в 1834 году переехал «на Большую Дмитровку, в дом господ Пушкиных» (Большая Дмитровка, 22).

Позднейшая судьба палат

Вернемся в Тверское подворье! В 1835 году древний декор наших палат был срублен. Вплоть до конца XX столетия гладкие стены выглядели так:

Палаты Тверского подворья на Кузнецком Мосту до реставрации
Фотография 1982 года, pastvu.com

И все-таки следы наличников на нижнем этаже заметны невооруженным глазом, да и существование сводов не было секретом. И в 1974 году древний дом объявили памятником регионального значения. 

Долгое время он был жилым, а в 1980-х здесь располагалась дирекция Московского городского бюро экскурсий. Первый этаж занимали кабинеты методистов, второй — начальство и небольшая библиотека. Именно тут, в палатах, собирали материалы для своих экскурсий советские экскурсоводы!

В 1995 году зданию вернули облик XVII века, автор проекта — И. П. Рубен. По мнению краеведов,

«это научная реставрация — все восстановлено достоверно по сохранившимся кирпичным “хвостам” в стене».

Правда, претензии появились к крыльцу, которое пристроили, согласно сохранившимся «аналогам».

Крыльцо допетровских палат на Кузнецком Мосту
Фотография автора

К 2002 году была окончена вторая, заключительная реставрация (О. Н. Башилова, А. С. Воскресенский).

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх