Усадьба театрального художника (№ 3с1 и с2)

Крапивенский переулок, 3с1 и с2, пер. пол. XIX в.

В конце Крапивенского переулка, у бульвара, стоит ампирный особняк с изящным металлическим балконом (строение 1). Домику века два, балкону — около полутора. Если это украшение мысленно отбросить, из декора останутся лишь веерные замки над окнами нижнего этажа. Именно так выглядела «рядовая» застройка Белого города после Наполеонова пожара.

Крапивенский, 3с1
Фотография автора

И по бульвару, и по переулку тянется каменная ограда. Чуть дальше, у ворот Алжирского посольства — одноэтажный флигель (строение 2).

Крапивенский, 3с2
Фотография автора

И дом, и флигель, и ограда появились между 1817 и 1845 годами (называют и более точную дату: 1829, главный дом потом перестраивали в 1848 году). Первым владельцем был английский банкир Томас Гасс (в России стал Фомой).

Крапивенский, 3с1 с оградой
Фотография автора

В 1840-х хозяином скромной усадьбы был театральный художник Иван Иванов. Он служил декоратором в Московских императорских театрах, то есть и в Большом, и в Малом. Когда 6 января 1825 года торжественно открылся Большой театр, его первый занавес и декорации были выполнены Иваном Николаевичем. Вместе с тем этот многогранный человек играл на сцене как актер, а еще придумывал и строил театральные машины.

Крапивенский, 3с1 с балконом
Фотография автора

При Александре II дом принадлежал купцу Николаю Салтанову. Когда он умер, участок выставили на торги. Купил владение сосед — хозяин усадьбы Татищева русский француз Лев Катуар (1883).

В какой-то момент особняк получил главное украшение — литой балкон, созданный в последние десятилетия XIX века. На наших улицах было очень много такой красоты, уцелели крупицы. Лишний повод посмотреть детали!

Крапивенский, 3с1, балкон, детали
Фотография автора

Говорят, можно без конца смотреть на три вещи: огонь, воду и труд другого человека. Я бы добавил и четвертый пункт: то, что подобный труд способен сделать с камнем. Или с чугуном.

Крапивенский, 3с1, балкон крупным планом
Фотография автора

В интерьере — планировка XIX века, деревянная лестница, ведущая на верхний этаж, и часть паркета.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх