Крапивенский переулок, 3с1 и с2, пер. пол. XIX в.
В конце Крапивенского переулка, у бульвара, стоит ампирный особняк с изящным металлическим балконом (строение 1). Домику века два, балкону — около полутора. Если это украшение мысленно отбросить, из декора останутся лишь веерные замки над окнами нижнего этажа. Именно так выглядела «рядовая» застройка Белого города после Наполеонова пожара.

И по бульвару, и по переулку тянется каменная ограда. Чуть дальше, у ворот Алжирского посольства — одноэтажный флигель (строение 2).

И дом, и флигель, и ограда появились между 1817 и 1845 годами (называют и более точную дату: 1829, главный дом потом перестраивали в 1848 году). Первым владельцем был английский банкир Томас Гасс (в России стал Фомой).

В 1840-х хозяином скромной усадьбы был театральный художник Иван Иванов. Он служил декоратором в Московских императорских театрах, то есть и в Большом, и в Малом. Когда 6 января 1825 года торжественно открылся Большой театр, его первый занавес и декорации были выполнены Иваном Николаевичем. Вместе с тем этот многогранный человек играл на сцене как актер, а еще придумывал и строил театральные машины.

При Александре II дом принадлежал купцу Николаю Салтанову. Когда он умер, участок выставили на торги. Купил владение сосед — хозяин усадьбы Татищева русский француз Лев Катуар (1883).
В какой-то момент особняк получил главное украшение — литой балкон, созданный в последние десятилетия XIX века. На наших улицах было очень много такой красоты, уцелели крупицы. Лишний повод посмотреть детали!

Говорят, можно без конца смотреть на три вещи: огонь, воду и труд другого человека. Я бы добавил и четвертый пункт: то, что подобный труд способен сделать с камнем. Или с чугуном.

В интерьере — планировка XIX века, деревянная лестница, ведущая на верхний этаж, и часть паркета.
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.