Сретенский монастырь: Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери (№ 19c1)

Большая Лубянка, 19с1, 1679. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Кучково поле

Не только советское министерство любви украшает Большую Лубянку. Улицу красят памятники и предания. Первая из легенд – ровесница Москвы – связана с древним именем Лубянской площади, «Кучково поле». Как говорит преданье, суздальский боярин Кучко принял князя Долгорукого в своем селе Кучкове. Юрий Владимирович умертвил боярина за недостаточно почтительное отношение к своей особе, взял себе его село и заложил город-крепость. Так-де и началась история Москвы. Может ли это быть правдой?

Москва в XII столетии действительно звалась Кучковым: так говорят и летопись, и берестяная грамота. Сын и зять Кучки умертвили сына Долгорукого – Андрея Боголюбского, их имена называют и летописи, и недавно открытая надпись. Кучко существовал и, вероятнее всего, владел Москвой, пока не передал ее, вряд ли по доброй воле, Долгорукому. Остальное могли и додумать.

Кучково поле и Москва в XII – XIII веках
Кучково поле и окрестности Москвы в XII – XIII веках (по Н. А. Кренке), retromap.ru

К северу от Кучкова-Москвы тянулось вспаханное Кучково поле, по которому прошла дорога на Переславль-Залесский – через столетия начало этой дороги превратится в Лубянку и Сретенку. Там же, где это поле подступало к поселению (район Лубянской площади) случались народные сборища, а иногда и казни.

Встреча иконы. Монастырь

Именно там 26 августа 1395 года москвичи встретили икону Владимирской Божией Матери. В тот же день грозный Тамерлан развернулся и вышел из русских пределов: Москва была спасена. Икону снова принесли в столицу в 1480 году – и армия хана Ахмата отступила от Угры без боя, положив конец игу. Как полагают, и в 1521 году город спас крестный ход с Владимирской иконой. Крымский хан дошел тогда до Воробьевых гор, Москва металась в панике.

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери. Третьяковская галерея, Wikimedia

На месте первого сретения (то есть встречи) иконы на рубеже XIV и XV веков основали Сретенский монастырь. Как полагают современные ученые, он находился рядом с сегодняшней Лубянской площадью, у Никольских ворот Китай-города. Только в XVI столетии обитель переехала на нынешнее место в конце Большой Лубянки (которая в то время называлась Сретенкой). Это могло произойти из-за строительства Китайгородской крепости в 1530-х.

В 1552 году у стен монастыря молодой Иван Грозный снял доспехи и, надев шапку Мономаха, поехал в Кремль. Так возвратился в Москву покоритель Казани.

Пишут еще, что в 1611 году здесь перевязывали раны князю Дмитрию Пожарскому, который вынужден был отступить из объятой пламенем Москвы (см. Введенский храм на Лубянке).

В 1648 году у стен Сретенского монастыря москвичи встретили Алексея Михайловича, возвращающегося в город после богомолья. Кроме традиционных хлеба-соли царю поднесли взрывоопасную челобитную. Вспыхнула потасовка, которая переросла в Соляной бунт.

Соляной бунт
Соляной бунт. Картина Эрнста Лисснера, 1938 год, Wikimedia

Зданий — свидетелей этих событий — больше нет. Древнейшие в монастыре церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца были возведены к середине XVI века (по традиционной хронологии — гораздо раньше) и выходили на Большую Лубянку. В 1928-30 годах, под предлогом расширения улицы, большевики их уничтожили. Среди других монастырских построек уцелел Настоятельский корпус (№ 19с2) и дом на южном дворе (№ 17). На месте келий и кладбища построили советскую школу (теперь — духовная семинария, № 19с3). Ближе к бульвару место зданий рубежа XIXXX веков недавно занял Собор Новомучеников и исповедников на Лубянке (№ 19).

Старый собор

Центром монастыря был древний и недурно сохранившийся Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Чтоб рассмотреть его, надо пройти на монастырский двор!

Собор Сретенского монастыря
Сретенский собор сегодня, фотография автора

Монументальный белый храм под пятью главами был возведен в 1679 году по заказу царя Федора Алексеевича. Декор — крупные полукружия закомар и килевидные наличники — строг, подчинен одной задаче: подчеркнуть величие собора…

Правда, он быстро начал обрастать пристройками: в 1706 появился южный придел Иоанна Предтечи, а западное крыльцо превратилось в паперть. Часть пристроек была сломана во время реставрации 1958-62 годов. В наши дни, когда разгромленный монастырь возродился, в храме стало тесно, и пристройки вновь расширились. Справа от паперти выросла звонница (1995 год), вдоль северной стены — еще один придел, во имя преподобной Марии Египетской (освящен в 2008 году), в 2007 все вокруг, кроме алтаря, обстроили галереями. Силуэт храма сильно изменился.

Внутри — двустолпное пространство с арками и сводами, где золотятся на старинных фресках нимбы угодников. Росписи появились в 1707 году, заказчиком стал бывший стрелецкий полковник Семен Грибоедов — владелец усадьбы Хмелита и предок, хоть и не прямой, знаменитого драматурга.

Фрески собора Сретенского монастыря
Фрески собора, фотография 1928 года, pastvu.com

Шумаевский крест

До 1927 года интерьер собора украшал грандиозный «Шумаевский крест» высотой 8 метров. В киоте за стеклянными дверьми посверкивало распятие в человеческий рост, вокруг — сотни скульптурных сюжетов: настоящая резная Библия. Памятник русского барокко создавали около столетия мастера десятка разных специальностей. Во главе дела встал литейщик-купец Григорий Шумаев, потративший на крест жизнь.

В 1754 году то был девяностолетний старец «нетвердой памяти» и без наследника. Судьбою артефакта озаботился Правительствующий сенат — сохранение сокровища сочли делом государственной важности. Шумаевский крест превратился в украшение Сретенского собора и собирал вокруг такие толпы, что в сенате стали опасаться, как бы

«тому кресту и киоту повреждения не учинили».

В 1927 году крест захватили воинствующие безбожники и отвезли в свой «музей» в захваченном Страстном монастыре. Потом барочный памятник уехал в Донской монастырь, был передан в Музей архитектуры и до сих пор лежит в запасниках. А нашим предкам, чтоб увидеть это чудо, достаточно было войти в собор…

Шумаевский крест
Шумаевский крест, общий вид. Дореволюционная фотография Н. Н. Соболева

После переноса столицы в Петербург Сретенская обитель переживала медленный упадок. Она жила щедротами царей и царедворцев, собственные же владения были ничтожны. Во времена Екатерины монастырь стал заштатным, братия сократилась до семи иноков.

Внезапно… Сретенский собор сделался главным храмом Москвы.

1812

26 августа 1812 года — в очередную годовщину Сретения Владимирской иконы — состоялся календарный крестный ход. Через 417 лет после спасения Москвы от Тамерлана москвичи молились о спасении от Бонапарта. В тот самый день в ста с лишним километрах разыгралось Бородинское сражение, решившее судьбу войны. Армия врага взяла Москву, но обессилела и разлагалась сорок дней, а город превратился в мышеловку, погубившую наполеоновскую армию.

Случилось так, что Сретенский собор, служивший в это время госпиталем, не был ни осквернен, ни разграблен, утащили только стразы с Шумаевского креста. Когда священнику, который все еще служил в надвратном храме святителя Николая, под страхом виселицы приказали поминать не русского, а французского императора, тот отвечал, что и на плахе будет продолжать молить Бога за Александра (к чести оккупантов следует сказать, что после этих слов они от батюшки отстали).

Когда Наполеон ушел, вернувшийся в первопрестольную с Владимирской иконою архиепископ остановился здесь, в Соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Полгода он играл роль главного храма Москвы и был домом для главной московской святыни, пока не отремонтировали Успенский собор Кремля.

Собор Сретенского монастыря в XIX веке
«Дворик у Сретенского монастыря», работа Сергея Светославского, 1890-е годы, pastvu.com

К началу XX века монастырь имел уже 25 насельников, привлекал сонмы паломников и славился колокольными звонами.

Годы суровых испытаний

На первых порах большевики боролись с верующими не только с помощью репрессий и пропаганды. Новая власть стремилась расколоть Церковь изнутри. В 1922 году Сретенский монастырь, как большинство столичных храмов, был занят обновленцами (в народе их назвали «обнагленцами»), однако уже в следующем году им пришлось уйти. Благодаря игумену этой обители архиепископу Верейскому Илариону (Троицкому) церковная жизнь в Москве быстро восстановилась. Власти это не понравилось, Иларион провел остаток жизни в заточении, но стал легендой Соловецких лагерей. Уже в наши дни архиепископ прославлен в лике святых.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в 1920-х
Работа Никифора Тамонькина, 1928 год, pastvu.com

В декабре 1925 года здесь принял постриг будущий патриарх Московский Пимен. Постригший его епископ Борис Рукин, который в тот момент стоял во главе Сретенского монастыря, несколько дней спустя ушел в новый, Григорианский раскол, также инициированный властью. Возмущенные монахи (среди них — будущий патриарх) покинули обитель. Собор стал играть роль приходской церкви, но к концу 20-х был закрыт.

Полночь

Территория монастыря сделалась вотчиной лубянской организации. Пишут, что здесь проводили расстрелы и хоронили людей в безымянных могилах. Церковь разделили на три этажа, превратив в общежитие офицеров НКВД. Фрески начала XVIII века заклеили обоями.

Однако в 1958-62 годах собор был отреставрирован снаружи. Вот как он выглядел:

Собор Сретенского монастыря в советское время
Фотография 1966 года, pastvu.com

Внутри располагался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Возрождение обители

Кресты вернулись в 1990 году, а еще год спустя храм открылся для прихожан. В 1995 году Сретенский монастырь был возрожден. 8 сентября отметили шестисотлетие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Иконостас успели закончить буквально за день до торжества.

В течение двух дней в соборе находился подлинник Владимирской иконы, а крестный ход с ее списком возглавлял сам патриарх.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх