Большая Лубянка, 19с1, 1679. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
Кучково поле
Не только советское министерство любви украшает Большую Лубянку. Улицу красят памятники и предания. Первая из легенд – ровесница Москвы – связана с древним именем Лубянской площади, «Кучково поле». Как говорит преданье, суздальский боярин Кучко принял князя Долгорукого в своем селе Кучкове. Юрий Владимирович умертвил боярина за недостаточно почтительное отношение к своей особе, взял себе его село и заложил город-крепость. Так-де и началась история Москвы. Может ли это быть правдой?
Москва в XII столетии действительно звалась Кучковым: так говорят и летопись, и берестяная грамота. Сын и зять Кучки умертвили сына Долгорукого – Андрея Боголюбского, их имена называют и летописи, и недавно открытая надпись. Кучко существовал и, вероятнее всего, владел Москвой, пока не передал ее, вряд ли по доброй воле, Долгорукому. Остальное могли и додумать.

К северу от Кучкова-Москвы тянулось вспаханное Кучково поле, по которому прошла дорога на Переславль-Залесский – через столетия начало этой дороги превратится в Лубянку и Сретенку. Там же, где это поле подступало к поселению (район Лубянской площади) случались народные сборища, а иногда и казни.
Встреча иконы. Монастырь
Именно там 26 августа 1395 года москвичи встретили икону Владимирской Божией Матери. В тот же день грозный Тамерлан развернулся и вышел из русских пределов: Москва была спасена. Икону снова принесли в столицу в 1480 году – и армия хана Ахмата отступила от Угры без боя, положив конец игу. Как полагают, и в 1521 году город спас крестный ход с Владимирской иконой. Крымский хан дошел тогда до Воробьевых гор, Москва металась в панике.

На месте первого сретения (то есть встречи) иконы на рубеже XIV и XV веков основали Сретенский монастырь. Как полагают современные ученые, он находился рядом с сегодняшней Лубянской площадью, у Никольских ворот Китай-города. Только в XVI столетии обитель переехала на нынешнее место в конце Большой Лубянки (которая в то время называлась Сретенкой). Это могло произойти из-за строительства Китайгородской крепости в 1530-х.
В 1552 году у стен монастыря молодой Иван Грозный снял доспехи и, надев шапку Мономаха, поехал в Кремль. Так возвратился в Москву покоритель Казани.
Пишут еще, что в 1611 году здесь перевязывали раны князю Дмитрию Пожарскому, который вынужден был отступить из объятой пламенем Москвы (см. Введенский храм на Лубянке).
В 1648 году у стен Сретенского монастыря москвичи встретили Алексея Михайловича, возвращающегося в город после богомолья. Кроме традиционных хлеба-соли царю поднесли взрывоопасную челобитную. Вспыхнула потасовка, которая переросла в Соляной бунт.

Зданий — свидетелей этих событий — больше нет. Древнейшие в монастыре церкви Марии Египетской и Николая Чудотворца были возведены к середине XVI века (по традиционной хронологии — гораздо раньше) и выходили на Большую Лубянку. В 1928-30 годах, под предлогом расширения улицы, большевики их уничтожили. Среди других монастырских построек уцелел Настоятельский корпус (№ 19с2) и дом на южном дворе (№ 17). На месте келий и кладбища построили советскую школу (теперь — духовная семинария, № 19с3). Ближе к бульвару место зданий рубежа XIX–XX веков недавно занял Собор Новомучеников и исповедников на Лубянке (№ 19).
Старый собор
Центром монастыря был древний и недурно сохранившийся Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Чтоб рассмотреть его, надо пройти на монастырский двор!

Монументальный белый храм под пятью главами был возведен в 1679 году по заказу царя Федора Алексеевича. Декор — крупные полукружия закомар и килевидные наличники — строг, подчинен одной задаче: подчеркнуть величие собора…
Правда, он быстро начал обрастать пристройками: в 1706 появился южный придел Иоанна Предтечи, а западное крыльцо превратилось в паперть. Часть пристроек была сломана во время реставрации 1958-62 годов. В наши дни, когда разгромленный монастырь возродился, в храме стало тесно, и пристройки вновь расширились. Справа от паперти выросла звонница (1995 год), вдоль северной стены — еще один придел, во имя преподобной Марии Египетской (освящен в 2008 году), в 2007 все вокруг, кроме алтаря, обстроили галереями. Силуэт храма сильно изменился.
Внутри — двустолпное пространство с арками и сводами, где золотятся на старинных фресках нимбы угодников. Росписи появились в 1707 году, заказчиком стал бывший стрелецкий полковник Семен Грибоедов — владелец усадьбы Хмелита и предок, хоть и не прямой, знаменитого драматурга.

Шумаевский крест
До 1927 года интерьер собора украшал грандиозный «Шумаевский крест» высотой 8 метров. В киоте за стеклянными дверьми посверкивало распятие в человеческий рост, вокруг — сотни скульптурных сюжетов: настоящая резная Библия. Памятник русского барокко создавали около столетия мастера десятка разных специальностей. Во главе дела встал литейщик-купец Григорий Шумаев, потративший на крест жизнь.
В 1754 году то был девяностолетний старец «нетвердой памяти» и без наследника. Судьбою артефакта озаботился Правительствующий сенат — сохранение сокровища сочли делом государственной важности. Шумаевский крест превратился в украшение Сретенского собора и собирал вокруг такие толпы, что в сенате стали опасаться, как бы
«тому кресту и киоту повреждения не учинили».
В 1927 году крест захватили воинствующие безбожники и отвезли в свой «музей» в захваченном Страстном монастыре. Потом барочный памятник уехал в Донской монастырь, был передан в Музей архитектуры и до сих пор лежит в запасниках. А нашим предкам, чтоб увидеть это чудо, достаточно было войти в собор…

После переноса столицы в Петербург Сретенская обитель переживала медленный упадок. Она жила щедротами царей и царедворцев, собственные же владения были ничтожны. Во времена Екатерины монастырь стал заштатным, братия сократилась до семи иноков.
Внезапно… Сретенский собор сделался главным храмом Москвы.
1812
26 августа 1812 года — в очередную годовщину Сретения Владимирской иконы — состоялся календарный крестный ход. Через 417 лет после спасения Москвы от Тамерлана москвичи молились о спасении от Бонапарта. В тот самый день в ста с лишним километрах разыгралось Бородинское сражение, решившее судьбу войны. Армия врага взяла Москву, но обессилела и разлагалась сорок дней, а город превратился в мышеловку, погубившую наполеоновскую армию.
Случилось так, что Сретенский собор, служивший в это время госпиталем, не был ни осквернен, ни разграблен, утащили только стразы с Шумаевского креста. Когда священнику, который все еще служил в надвратном храме святителя Николая, под страхом виселицы приказали поминать не русского, а французского императора, тот отвечал, что и на плахе будет продолжать молить Бога за Александра (к чести оккупантов следует сказать, что после этих слов они от батюшки отстали).
Когда Наполеон ушел, вернувшийся в первопрестольную с Владимирской иконою архиепископ остановился здесь, в Соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Полгода он играл роль главного храма Москвы и был домом для главной московской святыни, пока не отремонтировали Успенский собор Кремля.

К началу XX века монастырь имел уже 25 насельников, привлекал сонмы паломников и славился колокольными звонами.
Годы суровых испытаний
На первых порах большевики боролись с верующими не только с помощью репрессий и пропаганды. Новая власть стремилась расколоть Церковь изнутри. В 1922 году Сретенский монастырь, как большинство столичных храмов, был занят обновленцами (в народе их назвали «обнагленцами»), однако уже в следующем году им пришлось уйти. Благодаря игумену этой обители архиепископу Верейскому Илариону (Троицкому) церковная жизнь в Москве быстро восстановилась. Власти это не понравилось, Иларион провел остаток жизни в заточении, но стал легендой Соловецких лагерей. Уже в наши дни архиепископ прославлен в лике святых.

В декабре 1925 года здесь принял постриг будущий патриарх Московский Пимен. Постригший его епископ Борис Рукин, который в тот момент стоял во главе Сретенского монастыря, несколько дней спустя ушел в новый, Григорианский раскол, также инициированный властью. Возмущенные монахи (среди них — будущий патриарх) покинули обитель. Собор стал играть роль приходской церкви, но к концу 20-х был закрыт.
Полночь
Территория монастыря сделалась вотчиной лубянской организации. Пишут, что здесь проводили расстрелы и хоронили людей в безымянных могилах. Церковь разделили на три этажа, превратив в общежитие офицеров НКВД. Фрески начала XVIII века заклеили обоями.
Однако в 1958-62 годах собор был отреставрирован снаружи. Вот как он выглядел:

Внутри располагался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.
Возрождение обители
Кресты вернулись в 1990 году, а еще год спустя храм открылся для прихожан. В 1995 году Сретенский монастырь был возрожден. 8 сентября отметили шестисотлетие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Иконостас успели закончить буквально за день до торжества.
В течение двух дней в соборе находился подлинник Владимирской иконы, а крестный ход с ее списком возглавлял сам патриарх.
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.