Черные лебеди в Звонарском переулке (5с2)

Звонарский, 5с2, 1914, Ф. А. Ганешин, реконструкция начала 1990-х при участии скульптора О. А. Иконникова.

Черный лебедь — символ непредсказуемости. Предугадать, когда эта птица выплывет, невозможно. Протяженный ряд фасадов по Звонарскому надежно прячет то, что может удивить нас в глубине квартала.

Обогнем дом 1 и повернем направо! Мы окажемся в глухом дворе, который до позднесоветских лет называли «Шугаевкой», по допотопному купцу-домовладельцу.

В конце концов появится торец высокого краснокирпичного дома, а на торце будут они — черные птицы.

Звонарский, 5с2
Фотография автора

Какая роскошь!

В 1914 году архитектор Федор Ганешин выстроил для ювелира Теодора Лорие два здания. Фасадный дом № 5 был доходным, а № 5с2 (то есть наш, надворный корпус) предназначался для ювелирной фабрики. Вот что рассказывают современные эксперты о ее продукции:

«Работы мастеров фирмы отличаются четкой, буквально филигранной техникой. Ни одной неправильной черточки — виртуозная проработка. Берешь в руку предмет — и не хочешь выпускать обратно. Это — знак Лорие».

Дом был довольно скромный, без излишеств (свою роль могла сыграть разгоревшаяся война), и все-таки фронтон украшал фирменный вензель Лорие. Теперь на его месте — логотип «Лукойла» и панно с растительным орнаментом. Все, что мы видим на торце, включая черных лебедей, создано в начале 90-х, когда старинный дом реконструировали. Уже в 1995 году здание имело современный вид. Авторы проекта — архитекторы П. П. Павлов и М. П. Павлов.

Подойдем к лебедям ближе!

Черные лебеди
Фотография автора

Эти керамические медальоны, как и панно под крышей, создал известный скульптор Олег Иконников.

«Новое время, заставившее скульпторов позабыть о бронзе, сделало Иконникова керамистом».

Кроме черных лебедей, есть еще ромбовидные медальоны с цветами, на другой стене.

Вот еще что пишут об авторе (правда, в другой момент его биографии):

«Человек независимый и неуступчивый, на протяжении долгой жизни Олег нажил себе немало поклонников и немало врагов. Свидетельством тому стали подпиленные строительные леса, упав с которых скульптор изрядно покалечился. Сознание вернулось к нему только на одиннадцатый день. Первое, что он тогда вспомнил, были стихи Блока, в которых поэт прощался с не понявшим его человечеством».

Авторы реконструкции в Звонарском переулке получили международную Брюссельскую премию и премию Московской мэрии. На мой же взгляд, проект сложно оценить однозначно. Лучше уж воздвигать на пустом месте собственный, оригинальный дом, чем «реконструировать» исторический. Впрочем, мы видим редкий случай, когда плод реконструкции с художественной точки зрения оказался ценнее оригинала.

Звонарский, 5с2, декор
Фотография автора

Рядом, на линии фасадных зданий, до середины XX века стоял двухэтажный домик № 3, так что высокий фронтон с вензелем Лорие строился с тем расчетом, чтоб его заметили из переулка. С 1960-х домик был снесен, и до 2010-х там зияла пустота, потому современное фронтонное панно и пара черных лебедей Иконникова хорошо просматривались из Звонарского. Однако в 2015-18 годах обзор загородил современный дом № 3.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх