Большой Кисельный пер., 7с1, пер. пол. XIX в., 1874, арх. В. В. Белокрыльцев
Иконописец Мемнон Скороспелов (какие имена!) владел этой усадьбой в 1820-х, когда была заложена основа дошедшего до наших дней здания (№ 7с1). Время, как долго думали, не пощадило ни работ художника, ни его биографии, кроме полутора строчек из справочника:
«Скороспелов Мемнон Аникиевич, московский живописец с оригинальным талантом, род. 23 апреля 1767 – [скончался] 1843. 10 декабря».
Между тем он он создавал интерьер храма при 1-й Градской больнице вместе с такими мастерами, как Казаков и Кампиони. В конце 1990-х там вдруг нашли несколько подписанных икон большого мастерства на необычном материале — медных досках. А еще до нас дошел текст трогательной эпитафии:
«На дсках и полотне святых изображая
И жизнию своей их жизни подражая,
Сей Божий раб Мемнон
Молитвами святых
Да будет сопричтен
На небе к лику их
И узрит там лицем Лице Оригинала,
Который тайно здесь, в гаданье идеала,
Он мыслью созерцал
И кистию своей его живописал».
В 1874 году архитектор Василий Белокрыльцев достроил здание, и появилось то, что мы видим — трехэтажный эклектический доходный дом на углу Большого Кисельного переулка и крошечного Кисельного тупика.

В 1880-х хозяином сделался профессор Василий Кузьмин, который оборудовал здесь хирургическую лечебницу. В числе пациентов были поэт Алексей Плещеев и художник Николай Чехов — родной брат писателя.

В квартире при лечебнице жил друг Антона Павловича врач Николай Оболонский. Наш классик посвятил этому доктору рассказ «Обыватели», который позже стал первой главой «Учителя словесности». По просьбе Чехова, хозяин клиники и принял на лечение как чеховского брата, так и поэта Плещеева, с которым Антон Павлович дружил и переписывался.

В Кисельный тупик выходит и другое, крошечное здание с тремя глухими окошками (№ 7с2), где теперь йога-центр. Оно подверглось реконструкции (возможно, построено заново) в 1990-х.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.