Квасник и Буженинова. Учитель Грибоедова. «Кондитерская» готика (№ 24/15с1)

Большая Лубянка, 24/15с1, XVIII в; 1892, арх. И. Г. Кондратенко; 1902, 1907, арх. В. И. Чагин

Когда архитектор строит для себя

Как только ни пытались определить этот двухэтажный дом с щипцом! Готика (псевдо-, нео-), модерн, смесь готики с модерном, «стилистически трудно определимое сооружение», здание в «сказочно-древнерусском стиле» и даже бред безумного кондитера.

Большая Лубянка, 24
Фотография автора

Дом соткан из противоречий: мрачноватый — но пряничный, рядом со стрельчатыми окнами и грубым рустом — модерновые листья каштана, полукруг слухового окна и непонятный «герб», игрушечный щипец над зданием обрамлен почти барочными волютами.

Зодчий Владимир Чагин строил для себя, получив это владение в наследство (1902, 1907 годы). В основе своей здание на сто с лишним лет старше: в подвале и на первом этаже есть коробовые и парусные своды, сложенные на рубеже XVIII и XIX веков.

Лубянка обеднела бы без пряничного домика, и хорошо, что он не был сметен ковровой реконструкцией.

Ледяной дом

В 1738 году… владение принадлежало князю М. А. Голицыну.

Забавное это занятие — разгадывать инициалы. Я залезаю в родословную Голицыных и вдруг обнаруживаю: в 1730-х был только один «М. А.» — шут Анны Иоанновны Михаил Алексеевич Квасник, о котором написаны повести и романы.

Голицын ездил за границу и вступил в брак с католичкой, переменив веру. Анна Иоанновна разгневалась и сделала князя шутом с новой фамилией Квасник. В 1740 году его женили на шутихе Бужениновой, устроили «куриозную свадьбу» в Ледяном доме. Тредиаковский прочитал «приветствие» в стихах, которое сейчас печатают с отточиями, потому что там был мат…

Картина Якоби "Ледяной дом"
Ледяной дом. Картина Валерия Якоби, 1878 год. Русский музей. Public domain, Wikimedia

Скорая смерть императрицы освободила молодых от гадкой службы: следующие правители оказались культурнее и шутов не держали.

Голицын-Квасник был внуком фаворита и боярина Голицына-Великого, владевшего дворцом на месте нынешней Государственной думы.

Петрозилиус и Катуары

К концу XVIII века (когда появился нынешний дом) владение перешло в купеческие руки. В 1825-26 годах здесь держала женский пансион Мария Петрозилиус. Занятие было семейным: Мария приходилась женой Ивану Даниловичу (Иоганну Бернгарду), который в благородном пансионе при Университете преподавал латынь и немецкий. Раньше, до 1810, Петрозилиус являлся домашним учителем Грибоедова.

В 1850-х здесь живет семья негоциантов Катуаров. Французские аристократы Катуар де Бионкур, известные с XIII века, были изгнаны Французской революцией. Жан-Батист Катуар взял в жены дочь московского виноторговца Леве и вышел в купцы первой гильдии. Вдова его, Анна Ивановна, поселилась на Лубянке с сыновьями Львом, Константином и Андреем. Громкая фамилия осталась в подмосковной топонимике: на средства Льва Ивановича была построена платформа Катуар.

Большая Лубянка, 24, декор
Декор дома № 24/15с1. Фотография автора

В конце XIX века дом принадлежал владельцу литографии рижанину Федору Сиверсу, который перестроил его по проекту Ивана Кондратенко (1892 год). В начале следующего века участок перешел к его племяннику — архитектору Владимиру Чагину. Чагин еще раз перестроил здание (1902 и 1907 годы) — и превратил в модерново-готический пряник.

В XX веке

Сто с лишним лет назад москвичи тоже бегали на «электрички»: в народе так назывался электротеатр, то есть кинозал. В синематографе старались все устраивать как в нормальном театре: несколько лент в разных жанрах показывали в трех отделениях, между которыми были антракты. Под одной крышей с кинотеатром «Рекорд» уживались «общество грамотности», торговля москательными товарами, то есть бытовой химией и «Московское городское общество взаимного страхования от огня». Эту компанию возглавил Константин Гучков — заводчик и один из основателей города Дедовск. Его брат был Московским городским головой (см. усадьба Боткиных), а другой брат — председатель третьей Государственной думы.

Супруги Гучковы
Константин Иванович Гучков с супругой, 1890 год. Public domain, Wikimedia

В 1920-х в нижнем этаже располагалась дешевая пивная Моссельпрома с обедом по цене от 65 копеек. Тридцать лет спустя здесь же открылась «Пельменная», по которой теперь ностальгируют старожилы.

«Здесь было чисто, дешево, вкусно и «прилично» пива не подавали, принос и распитие водки вежливо, но строго пресекались. Постоянные посетители и интеллигентного вида дамы средних лет любили столики у окна, откуда открывался вид на Владимирский собор Сретенского монастыря».

Малоизвестный дом

Большая Лубянка 24с3 во дворе
Большая Лубянка, 24/15с3 (во дворе), фотография автора

На задах этого домовладения есть еще малоизвестная постройка XIX века (№ 24/15с3), которую можно увидеть только со двора. Это трехэтажный бледный домик, низ которого отделан серой плиткой. Пройти во двор можно с Милютинского переулка, между домами № 15с1 и 15с2а, которые принадлежали исторически к тому же самому владению.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх