Петровка, 24с2, 1959, арх. Ю. А. Игнатенко, А. И. Шар. 24с3, 1914, арх. И. А. Иванов-Шиц. 24с5, XIX век (?)
Дома

Рядом с неоклассическим угловым зданием сберкассы, где работал человек-машина Гастев (№ 24с1), тянется вдоль Петровки скучная пятиэтажка с лежачими окнами (№ 24с2). Этот жилой дом вырос в 1959 году (архитекторы Ю. А. Игнатенко, А. И. Шар) на месте здания XIX века.
На верхнем этаже расположились коммуналки, расселенные в 1956 году, на нижнем, судя по витринам-окнам, магазины или учреждения. Вот еще один снимок:

Теперь пройдем через арку во двор!
Четырехэтажный жилой дом (№ 24с3) строился в 1914 году для работников Главной Московской кассы одновременно с основным, угловым зданием. Автор — Илларион Иванов-Шиц. Тут, рядом с работой, жил Алексей Гастев, пока в сентябре 1938 года за ним не пришли.

Наконец, слева от большого здания белеет двухэтажная дореволюционная постройка, о которой я не разыскал пока никаких сведений (№ 24с5). Предполагаю, этот домик старше, чем работы Иванова-Шица, и представляет собой (как и фасадное здание, разрушенное в 1950-х) остаток существовавшего тут до XX века домовладения Боборыкина-Пенского.
Фото 5

Старинная усадьба
В 1730-х тут был двор отставного капитана Боборыкина, а в 1777 — деревянные хоромы президента Коллегии экономии Петра Хитрово («самый бескорыстный человек, известный всему царству за честность его»). В 1811 году его наследники продали двор генерал-майору Павлу Рахманову, который был «очень популярной личностью в высшем московском обществе». Имя генерала получил Рахмановский переулок.
Сам Павел Александрович, скорее всего, здесь не жил: владение снял итальянец Сальватор Пенна и стал сдавать квартиры в субаренду соотечественникам. Пенна здесь разместил одну из популярнейших в Москве скульптурных мастерских, именно он создал двух львов над гротом Александровского сада:

Пенна был конкурентом более известного в наши дни Кампиони, а умер весь в долгах (1827 год), и мастерскую в этом доме продали с аукциона. Купил ее лепщик Севрюгин, который создавал здесь часть лепнин для Триумфальных ворот (1834).
В XIX веке на месте строений 1 и 2 уже стояли каменные здания. Строение 5, возможно, попало на Хотевский план 1852 года.
С 1846 года домом владел профессор хирургии Аркадий Альфонский, который был в то время ректором Московского университета. Альфонские и Достоевские раньше «дружили семьями». Предполагают, что Аркадий, старший сын профессора, стал прототипом главного героя романа «Подросток».
С 1859 года домовладельцем был дворянин Сергей Пенский, который собрал бесценную коллекцию рисунков старых мастеров: Рубенс, Ватто, Веронезе, Тинторетто… позднее все они попали в Пушкинский музей.

Подписка о невылете
В последние десятилетия XIX века здесь располагалась лечебница доктора Шкотта (родственник Лескова) и фотостудия Александра Эйхенвальда, жил известный агроном-статистик Константин Вернер и (уже в 1900-х) «московский маг и чародей» — артист, антрепренер Михаил Лентовский.
В 1880-х Михаил Валентинович создал народный театр «Скоморох», который работал сначала на Воздвиженке (на месте дворца Арсения Морозова), а потом на Сретенском бульваре (на месте дома акционерного общества «Россия»). Увы! Лентовский не умел свести доход с расходом: как ни велик был кассовый сбор, золото уплывало из рук «чародея». Он не умел без широкого жеста!

Закладывая сад «Эрмитаж» на Божедомке, Михаил Валентинович встал в позу Петра Великого и объявил:
— Здесь будет город заложен!
И начал чертить палкой на песке. И «город» вырос, засверкал огнями фейерверков, электричества… Лентовского тем временем заели кредиторы. Должник стал «невыездным».
«В один прекрасный вечер он вылетел на воздушном шаре за пределы не только столицы, но даже и Московской губернии. Забеспокоились кредиторы, заявили в полицию, а один из самых злобных даже требовал, чтобы полиция привлекла его за нарушение подписки о невыезде.
Дело кончилось ничем, а Лентовский смеялся!
— Я не давал подписки о невылете».
© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.