Дом железнодорожного короля (№ 2)

Турнегевская площадь, 2, арх. И. Г. Кондратенко (снесен, заменен новоделом)

По виду — пышный четырехэтажный дом с гербами и пилястрами… однако крыша из стекла и левое, «современное» крыло все быстро расставляют по своим местам. Кажется, от исторического здания осталась лишь фасадная стена, не правда ли?

Фотография автора

Неправда! От дома не сохранилось ничего, а фасад — новодельный. Правда, он — копия старинного фасада. И на том спасибо…

Доходный дом 1890 года стал творческим дебютом плодовитейшего архитектора Ивана Кондратьева. Заказчиком был известный железнодорожный магнат Петр Губонин.

XIX век бережлив. Старые стены чаще встраивали в новые дома, чем разрушали. Вот и Губонинский дом воздвигался не на пустом месте.

Фотография автора

Боярские потомки и купцы

К 1751 году на этом участке стояли каменные палаты Колычевых. Старобоярский род, как и Романовы, происходил от Ивана Кобылы — приближенного Ивана Калиты (XIV век). Один из Колычевых стал главою Русской православной церкви при Иване Грозном, обличал грозненский террор и был задушен Малютой Скуратовым. Митрополита Филиппа причислили к лику святых.

Два века спустя полковница Колычева владела палатами, которые показаны на Горихвостовском плане Москвы. Они, конечно, находились в глубине участка, ведь на границе современной площади все еще высились стены Белого города.

При Екатерине II стены сломали, а при Александре I на углу Фролова переулка и современной Тургеневской площади появился каменный флигель. В то время (1802 год) двор Колычевых перешел в купеческие руки.

В 1830-х купец Гиацинт Триппе надстроил древние палаты вторым этажом. В 1842 году купчиха Вильгельмина Гольцгауэр расширила здание и украсила пилястрами. Предположительно, создателем проекта был Иосиф Каминский, который помогал Константину Тону строить храм Христа Спасителя.

Из крепостных каменщиков — в миллионеры

Петр Ионович Губонин. Public domain, Wikimedia

Все началось при Николае I под Коломной, в деревне Борисово. Крепостной мальчик Петр Губонин изучал в мастерской деда «жерновое дело», то есть обрабатывал камень для мельниц. В семнадцать лет юноша оказался в Москве, учился у каменных дел мастера. Петр Ионович вышел в приказчики, потом в — подрядчики, участвовал в возобновлении Большого театра, строил дороги, набережные Москвы-реки, выкупился на волю и пробился в первой гильдии купцы.

Однако звездный час Губонина настал в 1860-е, когда предприниматель строил каменные мосты для нескольких железных дорог. Так Петр Ионович стал одним из железнодорожных королей. А еще — угольным, нефтяным, соляным и стальным королем. Состояние предпринимателя доходило до 20 миллионов. Он жертвовал на знаменитую Политехническую выставку в Москве, а потом — на Политехнический музей. За эти заслуги Губонин получил личное, а затем и потомственное дворянство, путь из крепостных в дворяне занял всего 18 лет. Так что не зря нувориш изобразил на фасаде гербы: имел на них полное право!

Как писал Витте, каменщик-миллионер

«представлял собою толстопуза, русского простого мужика с большим здравым смыслом».

Губонин владел зданием у Мясницких ворот с начала 1870-х (а не с 1887).

Он придумал русскую интеллигенцию

Петр Дмитриевич Боборыкин, фотография Д. П. Здобнова. Public domain, Wikimedia

В 1879 году тут жил писатель Петр Боборыкин, который несколькими годами позже запечатлеет быт купеческой Москвы в романе-документе «Китай-город». Человек с энциклопедическим образованием, Боборыкин обогатил русский язык словом «интеллигенция» (в 1860-х). Петр Дмитриевич утверждал, что заимствовал этот термин из немецкого языка, но вложил в него новый смысл. Интеллигент, по Боборыкину — не только работник умственного труда, но и человек «высокой умственной и этической культуры».

Четыре этажа

Фотография 1910 года, pastvu.com

В 1888-90 годах двухэтажный дом надстроили до четырех этажей и украсили пышным декором. Главный фасад теперь смотрел на Тургеневскую площадь. В основе внутренней части здания, может быть, лежали древние палаты Колычевых. Во двор-колодец вела арка из Фролова переулка. В интерьере были лепные потолки, двери с филенками, паркет из дуба…

Это первый проект глухого архитектора Ивана Кондратенко — Губонин, вероятно, разглядел в молодом зодчем творческий потенциал. Мастер потом построит полсотни отличных домов, последние проекты он создаст, став еще и слепым (!): см. дом в Потаповском переулке.

Достроив дом на площади, старик-Губонин выгодно продал его другому дореволюционному «олигарху» — Николаю Стахееву, а тот — купцу Тобяшу Гурлянду.

Внизу располагались склад фабричных тканей и швейная мастерская, на первых этажах — конторы, например Бюро заказов по снабжению москвичей углем и коксом (Москва отапливалась благодаря принадлежавшим этому бюро фургонам с надписью «Уголь»). Наверху расположились частные квартиры. У помещений были и такие арендаторы, как «французские ясли».

Последний могиканин

Фотография 1978-83 годов, архив ЦИГИ, pastvu.com

В 1972 году дом № 2 остался в гордом одиночестве: весь остальной квартал между Фроловым и Бобровым переулками, улицей Мясницкая и Тургеневской площадью — попал под ковш. Сломали и дома напротив вместе с замечательной Тургеневской читальней. В доме Губонина, в одной из бывших коммуналок, свалили книжный фонд (только 26 лет спустя библиотека заработала на новом месте).

Большую часть здания занимали жилые квартиры. Фасады оставались в неприкосновенности, но интерьеры переделывали кто во что горазд.

Примерно в середине века в глухом брандмауэре, который был обращен в сторону Боброва переулка, появилось одинокое, нелепое окно. За этим окном крылась жизненная драма: семье досталась в коммуналке одна комната без окон. Несколько лет люди ходили по инстанциям и жили без дневного света. В конце концов, им разрешили прорубить дырку в стене.

Это окно на фотографии 1969 года

Бизнес-центр

Доходный дом сгубило слишком выгодное местоположение. Во-первых, он выходит на Тургеневскую площадь, во вторых — стоит как «остров» и не примыкает к другим зданиям. Такие дома возбуждают алчность влиятельных инвесторов. Постройки, когда надо, объявляют «аварийными», собственников-жильцов вышвыривают в Тьмутаракань. Здание потрошат, оставив только стены. Или одну, фасадную. Или не оставляют ничего, как в случае с домом Губонина.

«Первоначально за его реставрацию для Параолимпийского комитета взялось архитектурное бюро «Остоженка». Специалисты предложили компромисс: частичную разборку здания с сохранением фасадов по Тургеневской площади и Боброву переулку. Но возиться со стариной нынче дорого и обременительно, и заказчик от услуг бюро отказался… Москва пополнится еще одним макетом в натуральную величину».

Старое здание сломали в 2003 году, а в 2005 отстроили новодел с муляжом исторических фасадов.

Фотография автора

Левую, остекленную пристройку занял магазин одежды, главная часть здания сделалась бизнес-центром, Паралимпийский центр России занял роскошный пентхаус.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх