Сретенский монастырь: древнейшие храмы на месте стены

Большая Лубянка. Разрушенные в 1928-30 годах церкви преподобной Марии Египетской, святого Николая Чудотворца, колокольня, трапезная, гостевая и хлебодарная палаты. На месте нынешней восточной стены монастыря.

Белую стену с зелеными изразцами выстроили уже в наши дни. Здесь же до 1920-х находились удивительно древние монастырские постройки: пишут про XVI, XV и даже XIV век… Дошедший до нас Сретенский собор XVII столетия сохранился в глубине двора, более древние памятники стояли впереди и портили (в глазах советских бюрократов) вид на улицу Дзержинского, что и предрешило их уничтожение.

Историю Сретенского монастыря смотрите в статье про собор.

Стена Сретенского монастыря
Современная стена монастыря на месте уничтоженных храмов и палат, фотография автора

Топография

Теперь давайте разберемся, «кто на ком стоял»! После ковровых разрушений 1920-х эти места неузнаваемы.

Вид с юга (от дома № 22) из альбома Найденова:

Разрушенные в СССР храмы Сретенского монастыря
Фотография из альбомов Найденова, 1881 год, pastvu.com

Надвратная колокольня на переднем плане находилась там, где теперь юго-восточные врата монастыря (закрытые, с иконой и церковной главкой). Справа и слева располагались палаты. Все эти постройки занимали место нынешней стены и тротуара перед ней.

Низенькая одноглавая церквушка справа от палат — это храм Николая Чудотворца. На этом месте теперь тротуар и проезжая часть. Вот фотография с другой, северной стороны:

Церковь Николая Чудотворца в Сретенском монастыре
Фотография Николая Лебедева, 1928 год, pastvu.com

Еще правее, но уже внутри нынешних монастырских стен стояла церковь Марии Египетской. На ее месте, рядом с алтарем собора, за проходными воротами, теперь находится поклонный крест.

Церковь Марии Египетской, Сретенский монастырь
Церковь Марии Египетской на фоне Сретенского собора, фотография 1929 года, Музей архитектуры им. Щусева, pastvu.com

Когда построили церковь Марии Египетской?

Традиция гласит: ее воздвигли на месте гибели боярина Ивана Вельяминова, который хотел отравить Дмитрия Донского и был обезглавлен на Кучковом поле. Несколько лет спустя (1385) здесь вырос деревянный храм, посвященный раскаявшейся грешнице — как некоторые утверждают, храмоздателями были родичи казненного боярина. Другие пишут, что уже в 1385 году церковь выстроили из камня. Третьи называют еще менее правдоподобную дату — 1358. Если так, то в XX веке это было чуть ли не древнейшее сооружение Москвы. Имеются и более поздние датировки: 1482-85 годы. По летописи, именно тогда воздвигли первый каменный собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. При чем же здесь церковь Марии Египетской?

У нас нет надежных письменных свидетельств о ее возрасте. Скорее всего, все три «точных даты» появились из-за недоразумений. Свет на начало церкви удалось пролить только в процессе ее сноса — такова наша печальная практика. Специалисты констатировали: храм был сложен из большемерных кирпичей начала или середины XVI века. Это тоже огромная древность!

Кирпичи вписываются в концепцию, которая в науке о Москве сейчас преобладает. Первая публичная казнь в городе, когда срубили голову Ивану Вельяминову, происходила на Лубянской площади (где через несколько столетий будет Тайная канцелярия, а потом — главное здание КГБ). При Дмитрии Донском это был край Кучкова поля и Москвы (примерно совпадавшей с Китай-городом и Кремлем). Здесь же, на краю поля, произошло Сретение Владимирской иконы, здесь появился Сретенский монастырь и каменный храм 1485 года. Скорее всего, он был снесен при строительстве Китайгородских стен (1530-е), а монастырь переехал на современное место. Тогда-то и воздвигли церковь Марии Египетской. Впрочем, возможно, этот храм первоначально не был связан с монашеской братией: вплоть до петровских времен у него имелся собственный приход.

Разрушенные храмы на плане Сретенского монастыря
Ныне разрушенные храмы и палаты на Хотевском плане Москвы (1852)

Три обруча

Раскаявшаяся блудница, которая 47 лет совершала молитвенный подвиг в пустыне, через тысячелетие стала небесной покровительницей Марьи Милославской — первой жены царя Алексея Михайловича. Других храмов Марии Египетской в Москве не было, потому в середине XVII века здесь каждый год проходил государственный праздник с участием царской четы.

В 1706 году фабрикант Милютин пристроил придел Сретения Господня, а в 1707 году дьяк Емельян Украинцев пожертвовал храму частицу мощей преподобной Марии Египетской в серебряном ковчеге — дар патриарха Иерусалимского. Эту святыню не тронули в 1812 году французы (ну, повертели ковчежец в руках… и вернули на место! очевидцы это сочли чудом), зато позднее тронули большевики.

В 1784 году церквушку обновили на средства промышленника Афанасия Гончарова — то был прапрадед Натальи Николаевны. И все же древний храм ветшал, и с 1832 года в нем не проводили служб. Чтобы здание не рухнуло, внутри поставили подпорки, а снаружи церковь обтянули тремя железными обручами (1883 год). Они видны на многих фотоснимках.

Церковь Марии Египетской
Фотография 1923 года, pastvu.com

Соседние постройки снесли в 1928 году, чтоб «не мешали уличному движению». Крохотный храм преподобной Марии Египетской не выходил на Большую Лубянку. Поэтому в 1930 году его сломали просто так. «Обоснование» было таким:

«Хотя церковь Марии Египетской постройки XIV века и является первоклассным памятником старины, однако вследствие крайне ветхого и полуразрушенного состояния дальнейшее сохранение ее невозможно».

Церковь святого Николая Чудотворца

Прежний храм удревняли, этот — омолаживали. Считалось, что его воздвиг в 1688 году князь Алексей Прозоровский, но исследование кладки показало: сооружение восходит к первой половине XVI века, как и церковь Марии Египетской. Видимо, князь-боярин только обновил эту постройку.

То был одноглавый четверик с подклетом, в котором сохранялась могильная плита с эпитафией боярыни. Темный, но теплый верх служил монастырю зимним храмом, ведь большой Сретенский собор в старину не отапливался.

Если собор пострадал мало при нашествии французов, то Никольский храм — вообще не пострадал, и службы в нем не прекращались в течение тридцатисемидневной оккупации.

К концу XVIII века восходил придел Всех Святых, построенный на иждивение Демида Мещанинова — он был хозяином Мещаниновского подворья в Китай-городе и первым московским городским головой.

В 1924 году церковь закрыли, в 1928 — разрушили. Странная вещь: «уличному движению» в сталинской Москве мешали только храмы…

Церковь Николая Чудотворца, Лубянка
Гравюра Владимира Миронова, 1885 год, pastvu.com

Вместе с церквами снесли древнюю монастырскую стену, которую относят к 1586 году.

На колокольне

Красивая восьмигранная колокольня славилась на всю Москву своим благовестом. Она была возведена над монастырскими воротами не ранее 1670 года, но получила новый облик в 1744-45 годах, когда на смену старому шатру пришел барочный «восьмерик на четверике». Архитектором, вероятно, являлся Иван Мичурин — первый московский картограф, начертивший точный план города (1739). Мичурин создал этот план, после того как Москва «от копеечной свечи сгорела»: пожар опалил тогда и Сретенскую звонницу.

Колокольня Сретенского монастыря
Вид с территории монастыря, фотография 1928 года, pastvu.com

Художник колокольных звонов — Гедике

«Когда он звонит, на углу… Сретенского переулка всегда собирается толпа и смотрит на его переборы по веревочкам. Голова без шапки, закинута вверх, — точно смотрит в небо и аккомпанирует ангелам, поющим гимн Богу».

Так пишет в дневнике Никита Окунев в голодном 1920.

«Прошел домой мимо Сретенского монастыря, не закрытого еще в полном объеме, но оставшегося с одной только церковкой и «братией» человек в пять. Но от былого остались музыкально подобранный звон и сам звонарь, какой-то удивительный человек — я вижу его, он «штатский», тощий, болезненный, типа старух сухаревских мелких торговцев… В нем нет профессионального звонаря, он несомненно дилетант, но зато какой в своей сфере гениальный! Я, по крайней мере, нигде не слышал такого замечательного звона».

Кто собирал на Лубянке толпу? Это был Павел Гедике — брат знаменитого композитора-органиста. Два музыканта выросли в доме причта при храме святого Людовика. В отличие от брата, Павел Федорович перешел в православие и подвизался в Сретенском монастыре в 1910-х, а в 1922 году — как раз тогда, когда на духовенство начались гоненья — принял постриг. Пишут, что это был не только музыкант, но и «юродивый», который ничего не брал за колокольный труд. Этот культурнейший человек выглядел как оборванец, звуки же, которые он творил, напоминали

«звон колоколов в подводном граде Китеже».

Разрушенная колокольня Сретенского монастыря
Колокольня, фотография 1920-х, Музей архитектуры, pastvu.com

Гедике знал на слух голоса всех церквей Москвы и утверждал, что из Сретенской колокольни

«нельзя изъять ни одного колокола. Это было бы, по его словам, равносильно тому, что у рояля изъять клавишу».

Теперь иные москвоведы по ошибке связывают монастырский звон с Константином Сараджевым, хотя два знаменитых звонаря шли непохожими путями и вели полемику. Сараджев видел в колоколе просто музыкальный инструмент и отвергал традицию, для Гедике колокола были неотделимы от обрядности.

Когда обитель разгромили, звонницу разрушили (1928 год), и Павел Гедике сошел с ума от горя. Брат-композитор приютил его в своей квартире при Консерватории. Впрочем, колокола остались целы: практичные большевики продали их англичанам. Несколько колоколов попали в США, и в Гарвардском университете для них построили специальную звонницу.

Палаты

Слева и справа от барочной колокольни находились двухэтажные палаты, тоже снесенные в 1928 году. Внутри были древние своды.

Трапезная палата Никольской церкви Сретенского монастыря
Трапезная палата Никольской церкви, фотография 1928 года, pastvu.com

Об этих сооружениях я пока знаю немного. В подписях к старыми фотографиям обнаруживаются названия: трапезная, хлебодарная, гостевая палаты…

Хлебодарная палата при храме Николая Чудотворца Сретенского монастыря
Хлебодарная палата Никольской церкви, фотография 1928 года, pastvu.com

Их датировка мне неизвестна. Возможно, это конец XVII века. В монастыре бытовало предание, что одна из палат служила «кельей» богомольному боярину Прозоровскому. На деньги Алексея Петровича сложили (на самом деле — обновили) Никольскую церковь.

В 1701 году князь Прозоровский построил крепость на Двине и этим спас Архангельск от атаки шведов (первая русская победа в Северной войне). Эти события обрисованы в книге и фильме «Россия молодая», однако Прозоровский был там выведен мерзавцем, который-де только мешал патриотическому делу… не мог, не мог советский режиссер снять положительного боярина!

Изразцы на стене Сретенского монастыря
Изразцы на современной стене монастыря, фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх