Юшков дом, Пастернак и живописцы (№ 21с1)

Мясницкая, 21с1. Арх. В. И. Баженов, кон. XVIII века.

Дворец с угловой полуротондой стал вехой в истории московского классицизма и вызвал волну подражаний. С 1844 года дом занимало Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этих стенах побывало большинство наших великих живописцев: кто-то учил, кто-то учился, а кто-то и жил тут.

Но несмотря на все это созвездие имен, дом удержал имя первого хозяина.

Дом Юшкова
Фотография автора

Баженов и Юшков

История особняка темна и непонятна. В 1812 году сгорели документы (хотя до самого здания огонь не дошел), и лишь в записке Петра Юшкова, сына первого владельца, всплыло имя архитектора — великого Баженова. Однако даже это указание иногда подвергают сомнению.

Огромная полуротонда на углу, с колоннами — прием, нехарактерный для Василия Баженова — так полюбилась москвичам, что очень скоро на больших улицах выросло несколько других «наугольных» дворцов: например, дом Разумовской на Маросейке или «дом с мезальянсом» на Воздвиженке. Точно ли особняк Юшкова был самым первым?

Чаще всего его датируют началом 1780-х. Четырехэтажная громада в это время казалась настоящим небоскребом и принадлежала исключительному богачу.

Фортуна в первый раз улыбнулась Юшковым на заре XVIII столетия, когда Василий Алексеевич вышел в фавориты царицы Прасковьи Федоровны и двадцать лет управлял ее имениями. Она была вдовой царя Ивана V (брат Петра I).

Одной дочерью этой царицы была Анна Иоанновна, другой — царевна Прасковья, фаворит которой Иван Дмитриев-Мамонов жил тогда точно на месте Юшкова дома. Иван Юшков — помещик многих тысяч душ — купил этот участок через несколько десятилетий, к 1780 году. Он был гражданским губернатором Москвы, бежавшим из Москвы во время знаменитого Чумного бунта.

Дом Юшкова с Мясницкой
Со стороны Мясницкой, фотография автора

Пишут, что в 1780-х в этих стенах уже гремел светский салон с Новиковым, Херасковым, Баженовым, Карамзиным… увы, фантазии! Иван Юшков жил в другом доме, в Китай-городе, а этот не достроили до его смерти (1786 год). Даже в 1824 году, по документу,

«главного корпуса два верхних этажа совсем не отделаны, без полов, потолков и печей, отделан только второй этаж».

Петр Юшков — сын и наследник Ивана Ивановича — сорок лет не мог достроить начатое. Нельзя сказать, что это произошло от недостатка денег, ведь Юшков-младший только и делал, что проматывал отцовское наследство. Балы на загородной даче бушевали три недели кряду, в округе встали фабрики: рабочие бежали посмотреть на фейерверки; монашки, чтобы поглазеть на праздник, карабкались на стены Новодевичьего монастыря… Не удивительно, что в итоге Юшков-младший прогорел.

МУЖВЗ

Интерьер Юшкова дома в XIX веке
Живописная мастерская в Московском училище живописи и ваяния Московского художественного общества. Картина Николая Подключникова, 1846 год, pastvu.com

Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Поленов, Аполлинарий Васнецов, Шехтель, Волнухин, Нестеров, Коровин, Петров-Водкин, Архипов, Трубецкой… перечень можно продолжать и продолжать.

«Кружок любителей натурной живописи» появился в доме на Ильинке в 1832 году. В 1838 году он взял в аренду дом Юшкова, а в 1844 — выкупил. В тот момент заведение называлось «Училищем живописи и ваяния». Два десятилетия спустя к «ваянию» прибавилось и «зодчество»: в состав училища влилась дворцовая архитектурная школа, восходящая ко временам Ухтомского и Казакова.

Состав учащихся был демократичным, и уже в 1850-х малочисленные дети офицеров и купцов терялись среди массы мещан и крестьян.

Левитан, автопортрет
Исаак Левитан. Автопортрет, 1880. Третьяковская галерея. Public domain, Wikimedia

Талантливым выдавали крошечную стипендию. Одним из стипендиатов (1870-е) был завтрашний король русских пейзажей Исаак Левитан — в ту пору мальчик в поношенном клетчатом пиджаке, буфетчик мальчика из жалости подкармливал в долг колбасой. После занятий студент прятался от сторожа на верхнем этаже Юшкова дома, чтоб тихонько переночевать в тепле.

Классом пейзажа здесь руководил Саврасов (в память об авторе «Грачей» теперь висит мемориальная доска), потом Поленов, а потом — Аполлинарий Васнецов. Главный, натурный класс вели Перов с Прянишниковым. Говорили, что у них и шуба одна на двоих и что зимой оба художника ее носят по очереди.

Художник Саврасов
Портрет Саврасова кисти Перова, 1878. Третьяковская галерея. Public domain, Wikimedia

Кроме художеств здесь давали общеобразовательные дисциплины. По словам Гиляровского, многие студенты-бедняки пренебрегали «лишними» науками. Однако так ли это было? Читавший в этих стенах лекции Ключевский отмечал, что ни одна аудитория не вдохновляла его так, как Училище живописи, ваяния и зодчества.

В начале XX века это был чуть ли не единственный московский институт, в который принимали без справки о благонадежности. Неудивительно, что многие студенты оказались радикалами. В 1905 году художники создали «революционную дружину», штаб-квартира была здесь. Ограбив оружейный магазин на Лубянке, боевики вооружились до зубов. Огромный подвал под двором училища превратился в тир: студенты там расстреливали гипсовые статуи — дипломные работы прежних лет.

Вожаком дружины был знаменитый скульптор Коненков.

Шесть лет спустя в училище попал еще один бунтарь, Маяковский…

Маяковский в юности
Владимир Маяковский в 1910 году. Public domain, Wikimedia

Множество нитей связывало школу живописцев со словесностью. В этих стенах бывал и Чехов (навещал учившегося живописи брата, Николая Павловича) и Толстой, который заезжал к Перову в класс и на выставку передвижников. Несколько лет спустя Лев Николаевич приехал к Пастернакам.

Детство поэта

Одним из преподавателей был Леонид Пастернак — именитый художник. Шел 1894 год. 10 октября по улице Мясницкая проехал черный катафалк: окончилась эпоха Александра III.

«Москва снимала шапки и крестилась».

Четырехлетнего Бориса Леонидовича мать взяла на руки, они взирали на море голов с балкона ротонды, за перилами. Это одно из первых воспоминаний поэта.

Балкон дома Юшкова
Этот балкон в строительных лесах во время последнего ремонта. Фотография автора. Скоро ограда с лирами, над которой подняли четырехлетнего Пастернака, исчезнет. Ее место займет копия более старой балюстрады.

А 23 ноября ребенка разбудила музыка:

«Наверное, меня вынесли к гостям, или, может быть, сквозь раму открытой двери я увидел гостиную. Она полна была табачного дыма. Мигали ресницами свечи, точно он ел им глаза. Они ярко освещали красное лакированное дерево скрипки и виолончели. Чернел рояль. Чернели сюртуки мужчин. Дамы до плеч высовывались из платьев, как именинные цветы из цветочных корзин. С кольцами дыма сливались седины двух или трех стариков».

Одним из старцев был Николай Ге, а другим — Лев Толстой. Писатель ездил на квартиру к Пастернакам, чтобы послушать там концерт. Играли знаменитый виолончелист Брандуков и скрипач Гржимали.

Позднее старший Пастернак проиллюстрирует «Войну и мир» и «Воскресенье», будет писать портреты членов семьи Льва Николаевича…

Борис и Александр Пастернак
Борис и Александр Пастернаки, начало XX века, портрет кисти отца. Public domain, Wikimedia

Где в это время жили Пастернаки?

«Во дворе, против калитки в небольшой сад с очень старыми деревьями, среди надворных построек, служб и сараев возвышался флигель. В подвале внизу отпускали горячие завтраки учащимся. На лестнице стоял вечный чад пирожков на сале и жареных котлет. На следующей площадке была дверь в нашу квартиру».

Пятнадцатью годами раньше в том же флигеле кормился в долг голодный Левитан…

Флигель сломали в 1902 году, а годом ранее Леониду Осиповичу дали квартиру на четвертом этаже Юшкова дома. Борис Пастернак будет жить здесь до 1911 года.

В детстве, я как сейчас еще помню,
Высунешься, бывало, в окно,
В переулке, как в каменоломне,
Под деревьями в полдень темно.
Тротуар, мостовую, подвалы,
Церковь слева, ее купола
Тень двойных тополей покрывала
От начала стены до угла.

Речь шла о Юшкове (в наши дни — Боброве) переулке и ныне разрушенной церкви святых Флора и Лавра. Где они, эти тополя?..

ВХУТЕМАС

Настало время аббревиатур. Собственно, «МУЖВЗ» принадлежит уже нашей эпохе, до революции это было «Московское училище живописи, ваяния и зодчества». В 1918 году училище назвали «Первыми свободными государственными художественными мастерскими» (СГХМ). «Вторыми» мастерскими была Строгановка. В 1920 году оба заведения объединили и назвали ВХУТЕМАСом (Высшие художественно-технические мастерские) — именно это имя обычно вспоминают в наше время.

Фотография 1880-85 годов, раскрашенная в 1927 году (подрисовали праздничное оформление к десятилетию революции по проекту Александра Веснина):

ВХУТЕМАС, 1920-е
Фотография-гибрид, pastvu.com

ВХУТЕМАС 1920-х — это Малевич, Кандинский, Татлин, Родченко, Фаворский, братья Веснины и многие другие. Рассказ о них — книга, а не статья. «В одном из флигелей» (интересно, в каком?) действовал «клуб Поля Сезанна». Время от времени среди студентов проносилось:

«Братва, пошли на Маяковского!»

На демонстрации носили чучела Чемберлена и других «буржуев», которые изготовлял учившийся в те времена во ВХУТЕМАСе Образцов.

Пожар во ВХУТЕМАСе
Пожар во ВХУТЕМАСЕ, 1926. Фотография Александра Родченко, pastvu.com

В 1926 году вывеску снова изменили. Так появилась некрасивая аббревиатура ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Четыре года спустя (1930) ВХУТЕИН приказал долго жить: институт раздробили на части. Одним из осколков стал Московский архитектурный институт — он до сих пор занимает дворец на Рождественке, до революции относившийся к Строгановскому училищу.

У истоков МИФИ

Другой осколок — Московский полиграфический институт — занимал Юшков дом. В 1941 году институт эвакуировали в Курган. Год спустя пустующее здание передали Московскому механическому институту боеприпасов.

Занятно: оружейникам досталось от полиграфистов большое наследство: лаборатории, библиотека, часть преподавателей, студентов и даже первый директор Алексей Дыгерн.

Юшков дом с Боброва переулка
Со стороны Боброва переулка, фотография автора

В 1945 году из названия исчезли «боеприпасы». А в 1953 году Московский механический институт превратился Московский инженерно-физический институт — МИФИ.

Вот каким образом дом Юшкова, в духе времени, постепенно перешел от лириков — к физикам. Однако в наши дни мало кто помнит, где МИФИ начинался. Ведь в 1962 году дом с колоннадой и полуротондой (внезапно) приглянулся Никите Хрущеву. Здесь оказался свежий совнархоз, а физиков переселили в недостроенные корпуса на Каширском шоссе. Как вспоминают люди, этот переезд был равнозначен двум пожарам или военной эвакуации.

Не удалось перевезти только мюонную лабораторию, и она оставалась в доме Юшкова до 1988 года.

Юшков дом меняется

От интерьеров училища (не говоря уже о баженовских) сохранилось не так много. То, что есть в наши дни — это, в основном, стилизация. Впрочем, при перестройках было невозможно полностью уничтожить планировку XVIII века. Баженов создал много круглых и овальных залов, разделенных капитальными стенами, их толщина доходила до сажени.

Юшков дом, план
Поэтажные планы из «Памятников архитектуры Москвы»

На третьем этаже остался зал с оригинальной колоннадой.

Колоннада в интерьере
Интерьер, колоннада, фотография 1980-х из «Памятников архитектуры Москвы»

Уже в 1870-х дом капитально ремонтировали, заменив большую часть перекрытий и интерьеров.

Нижний этаж постоянно сдавали в аренду, и на дореволюционной фотографии читаем: «продажа цвѣтовъ».

Юшков дом, полуротонда
Фотография 1909-10 годов, pastvu.com

В эпоху «развитого социализма» дом был занят разными бюрократическими учреждениями, потому интерьеры снова изменились.

И даже в 90-х реставраторы, по неведению, изменили первоначальный элемент конструкции — столб со сводами в основе угловой полуротонды (деталь, из-за которой в авторстве Баженова сомневаются).

Утраты во внешнем декоре не так велики, но и здесь можно отыскать отличия. Скажем, ажурная решетка с лирами украшает угловой балкон лишь с 1890-х, прежде там находилась балюстрада:

Училище живописи, ваяния и зодчества до революции
Фотография 1880-85 годов, pastvu.com

Как показали изыскания, верхние окна на полуротонде при Юшковых были круглыми.

Вокруг главного дома стояло несколько изначальных построек, которые до нас не дошли. Нынешние дома-спутники появились на рубеже XIX и XX веков. Это соседний корпус по Боброву переулку (строение 2), многоэтажные жилые здания (строение 5 и строение 8), художественная мастерская (строение 10) и кухня со столовой (строение 6).

Еще одна постройка, во дворе, была несколько лет назад утрачена.

Неистовый Глазунов

В конце 80-х круг замкнулся: дом, когда-то занятый художественной школой, вновь перешел к художникам. Теперь здесь Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Когда он собирался выбить дом, это считали делом безнадежным.

Томский не сумел, Вучетич не смог, брось гиблое дело, побереги себя!

Но, как рассказывает Лев Колодный, случилось вот что:

Неистовый Глазунов нашел союзников. Побывал в Кремле на приеме у генсека КПСС Горбачева, премьера Рыжкова, главного идеолога Яковлева… Решение прорабы перестройки приняли, деньги дали… Но окопавшиеся в “доме Юшкова” арендаторы, за каждым из которых стояли министерства с министрами, членами ЦК, не отдавали художникам строение.

Решительный удар по засевшим в здании конторам нанес кулаком Егор Лигачев, член тогда всесильного Политбюро. Он после беседы с Глазуновым приехал на Мясницкую, посмотрел на хлев, в который превратили советские учреждения дворец, возмутился увиденным и принял “волевое решение”. Кому звонил, кому что говорил – не слышал. Только после его визита конторы вылетели с Мясницкой.

При академии Юшков дом отреставрировали.

К несчастью, в 2014 году Москва лишилась еще одной интересной дореволюционной постройки. Это был выставочный комплекс, возведенный в начале XX века архитектором Николаем Курдюковым. Остекленные перекрытия проектировал инженер Шухов. Зал стал одним из центров культурной жизни Серебряного века: в 1911 году здесь выставлялись мирискусники, а 1912 прошла экспозиция группы авангардистов «Ослиный хвост».

Выставочный зал МУЖВЗ, начало XX века
Выставочный зал, интерьер. Фотография 1909-10 годов, pastvu.com

В начале XXI столетия постройку довели до состояния руины, а потом снесли. Предполагалось выстроить на этом месте новый павильон, но закон запрещает новое строительство на территории объекта культурного наследия.

Снесенный павильон заполнял двор Юшкова дома и был связан с главным зданием тоненькой «пуповиной».

Дворовый корпус МУЖВЗ
Фотография Игоря Пальмина, 1980-85 годы, pastvu.com

Так что теперь внутренний двор оригинальной формы можно увидеть вновь. Его конфигурация дала пищу легенде о том, что Баженов здесь изобразил масонский символ «рог изобилия».

Двор дома Юшкова
Со двора, фотография автора

Интересно, что со двора не четыре, а пять этажей. Верхний надстроили в 1930-40-х годах в ходе очередной реконструкции, этот этаж возвышается над первоначальным венчающим карнизом.

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх