Дом братьев Третьяковых (№ 13/9с1)

Кузнецкий Мост, 13/9с1, 1892, арх. А. С. Каминский. Доходный дом П. М. и С. М. Третьяковых

Каминский и Третьяковы

На углу — ослепительный «дом-терем» под пятью шатрами. Кровли увенчаны ажурным парапетом, коваными гребнями и флюгерами. В дробном декоре стен искрится допетровская старина: колонки с дыньками посередине, пояса поребриков…

Дом Третьяковых на Кузнецком Мосту
Фотография автора

Это — детали! Если взглянуть на фасад в целом, чувствуешь то, чего в аутентичном русском зодчестве не было: абсолютную симметрию. Симметрия пришла из канонов классицизма.

Один из выдающихся памятников русского стиля в русле московской эклектики возвел в 1892 году Александр Каминский. Заказчиками были братья Третьяковы — те самые, создатели всеми любимой галереи… Их сестра Софья вышла замуж за Каминского, который стал, можно сказать, семейным архитектором: Александр Степанович отстроил и ансамбль Третьяковского проезда, и Третьяковскую галерею.

Карьера зодчего оборвалась из-за катастрофы в другом доме на Кузнецком Мосту (1888 год), но Третьяковы продолжили давать зятю заказы.

Кузнецкий Мост, дом 13, архитектор Каминский
Фотография автора

От Волынского до Склифосовского

Когда-то здесь были аутентичные палаты. Пара палат торцом к Рождественке читается на плане XVIII века: они принадлежали подьячему Советову, а потом были куплены Артемием Волынским — знаменитым кабинет-министром Анны Иоанновны, которому из-за зловредного Бирона отсекли руку, язык, а потом и голову. Дворец Волынского на Рождественке (теперь это МАРХИ) вернули дочери вельможи, вышедшей замуж за графа Воронцова.

Во второй половине XVIII века на углу Кузнецкого моста построили одно длинное здание и сдали его в аренду купцам: так начинались «магазины моды», которые сделали улицу знаменитой. Этот кусок Воронцовской усадьбы унаследовала богатая помещица Ирина Бекетова. Ее сын, полковник Платон Бекетов, скорее всего, жил в угловом доме. На рубеже XVIII и XIX веков Платон Петрович тут устроил лучшую в Москве типографию. Рядом, в одном из зданий будущего пассажа Сан-Галли,

«между чепцами и шляпками открылась… книжная лавка – сборный пункт всех московских писателей того времени».

Платон Бекетов
Платон Бекетов, Гравюра Алексея Осипова по оригиналу Ф. Кюнеля, 1818 год. Wikimedia

Качество бекетовских книг было таким высоким, что помещик, кажется, печатал их себе в убыток. На заре XIX века Платон Петрович издавал крамольного Радищева и сборники портретов выдающихся русских людей. Чтобы опубликовать эти портреты, Бекетов организовал школу крепостных граверов.

С 1840-х угловой дом (как и дворец Волынского-Воронцовых) принадлежал факультетским клиникам Московского университета.

«В помещении, где была типография Бекетова, стояли в анатомическом кабинете, страшно оскалив зубы, человеческие скелеты».

В том же здании находилось общежитие студентов и квартиры преподавателей. В 1880-х здесь жил профессор Николай Склифосовский, который внедрил в хирургической клинике асептику: врачи начали обеззараживать повязки и инструменты. Спасительное новшество отсюда распространилось по всей России.

Профессор Склифосовский
Николай Склифосовский, фотография 1899 года, Wikimedia

В 1884 году квартира Склифосовского попала в газеты, но не из-за заслуг Николая Васильевича. Воры пролезли через форточку, нашли в комнате ключик от буфета и вынесли столовое серебро. Профессор не бедствовал!

Корпус на углу двух улиц выглядел вот как (панорама из двух снимков 1879-80 годов):

Кузнецкий Мост, 13, старый дом
Прежний дом, фотографии 1879-80 годов, pastvu.com

К 1890 году клиники переехали на Девичье поле. Дворец заняло Строгановское училище, а наш угловой участок продали братьям Третьяковым, которые снесли двухэтажное здание и возвели то, что мы видим.

Дом-терем еще не был завершен, а помещения уже «забронировал» банк «Лионский кредит».

Кузнецкий Мост, 13, фасадный чертеж
Нынешний дом, фасадный чертеж 1889-91 годов, pastvu.com

«Лионский кредит». Сестры фабриканта Шмита

Третий этаж заняли три квартиры по 6, 7 и 8 просторных комнат. В этих квартирах жили лучшие московские фотографы Карл Фишер и Александр Эйхенвальд. В обоих крыльях первого этажа обосновались магазины. Центральный холл и правую часть второго этажа занимал самый мощный арендатор — французский банк.

Дом Третьяковых в начале XX века
Фотография 1903 года, pastvu.com

Здесь, например, лежало наследство Николая Шмита — фабриканта-революционера, который в 1905 году сколотил «дружину» из своих рабочих. В тюрьме неопытного Шмита раскололи: он открыл тайны восстания охранке, после чего заболел психически и при загадочных обстоятельствах погиб. На словах Шмит «завещал» деньги из «Лионского кредита» на благо революции, по закону же они переходили к брату и сестрам.

Революционер Николай Шмит
Николай Шмит, Wikimedia

Пятнадцатилетнего брата ленинцы запугали и заставили отказаться от своей доли в пользу сестер, а несовершеннолетняя сестра, вступив в фиктивный брак с революционером, передала деньги РСДРП(б). Агент большевиков забрал их из нашего здания на Кузнецком Мосту и перевел в Париж.

Партия несколько лет жила на эти средства. Правда, из-за них вспыхнула свара между большевиками и меньшевиками: деньги-то были завещаны «на революцию», а не одной ленинской фракции.

Другая сестра фабриканта вышла замуж за еще одного ленинца, и вдруг они… раздумали «сдавать валюту». Товарищи были страшно возмущены!

Дом Третьяковых, Кузнецкий Мост, 13
Фотография автора

Легендарные подвалы

Через десятки лет работники прокуратуры отвели краеведа Якова Белицкого в подвал, где «Лионский кредит» хранил документы и ассигнации. Как утверждали прокуроры, до революции этот подвал заливали водой (!) каждый вечер: стихия-де предохраняла от воров герметичные сейфы.

Это похоже на легенду. Возможно ль было дать гарантию, что не возникнет никакой протечки? Влага таит не меньшую опасность для бумаг, чем злоумышленник. Да и для дома это неполезно.

Банк Лионский Кредит в Москве
В отделении банка, фотография 1910-17 годов, pastvu.com

Как защищались от воров в реальности?

Апрельским вечером 1906 года «Лионский кредит» был уже полупуст, и в залах начали уборку. Малограмотные полотеры нашли две интересных кнопочки и начали в них тыкать. В зал ворвалась охрана, двери заблокировали, публика в панике заметалась…

Сигнализация уже в то время связывала банки с полицией.

Дациаро и другие

Со стороны Кузнецкого Моста первый этаж занимал магазин Товарищества Ж. Блок, где можно было купить граммофон, швейную или печатную машинку.

Магазин Товарищества Ж. Блок, Кузнецкий Мост
В магазине товарищества Ж. Блок, изображение 1900 года, pastvu.com

В другом месте (похоже, правое крыло, со стороны Рождественки) магазин фабрики Вл. Гостынский и К торговал модной в те времена железной мебелью. Ему на смену пришел «Энфильд», в котором продавались «самодвижущиеся экипажи» и запчасти к ним. Тут же открылся первый в Москве клуб лыжников.

Место Товарищества Ж. Блок в левом крыле занял известный магазин Дациаро.

Магазин Дациаро на Кузнецком Мосту, 13
Магазин Дациаро, фотография 1908-15 годов, pastvu.com

Этот «бренд» появился еще в 1830-х, когда итальянец Джузеппе Дациаро открыл на Кузнецком Мосту литографическую мастерскую. Правда, гравировать в России оказалось невыгодно, и коммерсант начал сотрудничать с парижской типографией, а сам давал художникам заказы, торговал созданными эстампами. Литографии Дациаро стали окном в Европу для российских горожан и окном в прошлое — для нас. Сколько московских видов середины XIX века спасли эти картинки от забвения!

«Нет — мало! мало! слишком мало видов сохранили!» — стонет краевед…

В 1840-х магазин Дациаро работал на месте пассажа Попова, в 1890-х — в доме Купеческого общества, а в 1908 году переехал сюда, к Третьяковым. В то время основателя, конечно, уже не было в живых, делом руководило третье поколение семьи Дациаро. Один из наследников жил рядом с магазином, на верхнем этаже, в семикомнатной квартире с 16 окнами.

Внизу, вместе с эстампами и гравюрами, предлагали «рисовальные принадлежности», а на витринах сверкали новинки — например, репродукции новых картин знаменитых художников.

Дациаро в доме Третьяковых на Кузнецком Мосту
Фотография магазина Дациаро, не ранее 1908 года, pastvu.com

Наркомат юстиции

Место «Лионского кредита» занял Наркомат юстиции. Сохранилось письмо Ильича наркому Курскому о задачах наркомюста (1922 год):

«Усиление репрессии против политических врагов Соввласти и агентов буржуазии (в особенности меньшевиков и эсеров); проведение этой репрессии ревтрибуналами и нарсудами в наиболее быстром и революционно-целесообразном порядке; обязательная постановка ряда образцовых (по быстроте и силе репрессии; по разъяснению народным массам, через суд и через печать, значения их) процессов в Москве, Питере, Харькове и нескольких других важнейших центрах; воздействие на нарсудей и членов ревтрибуналов через партию в смысле улучшения деятельности судов и усиления репрессии; — все это должно вестись систематично, упорно, настойчиво, с обязательной отчетностью».

Рефреном тут звучит: репрессии, репрессии, репрессии…

На заседании в наркомате юстиции
Пленум наркомата юстиции. Фотография 1924 года, topos.memo.ru

Я спросил у Сталина…

В 1930-х в Третьяковском доме располагались журналы «Октябрь» и «Рост». «Октябрь» возглавлял известный писатель Александр Серафимович, «Рост» — драматург Владимир Киршон.

Владимир Михайлович написал «Я спросил у ясеня…» (но на другую мелодию — песенка была не грустная, а юмористическая). В «серьезных» же его произведениях речь шла о классовой борьбе. С жаром, достойным критика Латунского, Киршон травил Булгакова и призывал расстрелять философа Лосева.

Драматург Владимир Киршон
Владимир Киршон, Wikimedia

Рассказывали, будто бы Киршон однажды подбежал к вождю:

Я слышал, вы вчера были на моей пьесе «Хлеб» во МХАТе. Мне очень важно узнать ваше мнение.

А Сталин якобы переспросил:

Вчера? Не помню! В 13 лет посмотрел «Коварство и любовь» Шиллера – помню. А ваш «Хлеб» не помню.

Прокуратура

В 1922 году, по инициативе Ленина и Крыленко, создали независимую прокуратуру. Большинство тогдашних деятелей возражали: «зачем нам прокурор, когда есть революционная целесообразность? не подчинить ли прокуроров местному партийному начальству?».

Нарком юстиции по совместительству стал главным прокурором республики. А в 1930 году помещения Наркомюста (бывший «Лионский кредит») передали Московской областной прокуратуре. Она здесь оставалась до начала XXI века.

Вкладчики МММ пришли в прокуратуру. Фотография 90-х:

Вкладчики МММ у прокуратуры на Кузнецком Мосту
Фотография 1993-95 годов, pastvu.com

Рядом в начале нынешнего века работал ресторан и сауна с бассейном.

Золото и чугун

Роскошь времен Третьяковых мало-помалу меркла и уничтожалась. Уже в постсоветский период дом четыре года простоял без отопления. Кровля то протекала, то горела (в 2008, уже во время реставрации, тут был большой пожар). К счастью, фрагменты интерьера время пощадило, сохранились также чертежи Каминского.

Это позволило команде реставраторов во главе с Александром Студеникиным восстановить внутреннюю отделку, а также крышу здания.

Восстановили двери из дуба и чугунную лестницу от «Братьев Бромлей» с мраморными перилами. По образцу гобеленов «Лионского кредита» создали обои с золотым орнаментом.

Отреставрировали потолочные лепнины и уникальную ажурную антресоль-галерею из магазина «Дациаро». Воссоздали люстру XIX века, изготовленную, как предполагают, по эскизам Александра Бенуа.

Когда реставрация закончилась (2011 год) дом Третьяковых приобрел Банк Москвы, уже владевший зданием напротив (Рождественка, 8/15с3). В 2016 года Банк Москвы вошел в состав ВТБ.

Крыша дома Третьяковых на Кузнецком Мосту
Фотография автора

© Дмитрий Линдер. Перепечатка текстов с linder.moscow без разрешения автора не допускается.

Прокрутить вверх