Имя автора: Дмитрий Линдер

Метрополь (№ 2)

Короткая, обзорная статься. Позже напишу подробно. Рыцарь и трубадур Джауфре Рюдель заочно влюбился в графиню Триполитанскую из-за молвы о ее элегантности. Чтобы взглянуть на свою «дальнюю любовь», трубадур принял крест, уплыл в Святую землю, но по дороге заболел и только перед смертью узрел Даму. Так гласит средневековая легенда. На этот сюжет Ростан написал пьесу «Принцесса […]

Гостиница «Дюссо»: Толстой, Достоевский и Скобелев (№ 3с2)

Театральный пр., 3с2, 1822, 1893, арх. С. С. Эйбушиц, Л. Н. Кекушев, 1934 Светло-желтый дом-сундук на углу Театрального проезда и Неглинной выглядит тяжеловато: слишком много этажей. Здание, где находилась всему городу известная гостиница «Дюссо», несколько раз надстраивали. У грузинского царевича Вначале был Пушечный двор — древнейшее промышленное предприятие России. К 1804 году двор превратился в

«Детский мир» (№ 5с1)

Театральный пр., 5с1, 1957, арх. А. Н. Душкин, И. М. Потрубач, Г. Г. Аквилев, инж. Л. М. Глиэр, 2015 Монументальная постройка с четырехэтажными остекленными арками заняла целый квартал. Дом, словно остров, со всех сторон окружен автомобильным морем: Театральный проезд, Рождественка, Пушечная и Лубянская площадь… А что было на месте острова «Детский мир» до середины XX

Дом Бучумовой (№ 3с1)

Сандуновский пер., 3с1, 1878, арх. А. Н. Кнабе В первой половине XIX века здесь стоял двухэтажный каменный дом купцов Ломакиных. В середине 1840-х в он был занят Училищем для глухонемых Антония Кореи, где преподавали язык жестов и стандартные школьные предметы. Стоило это удовольствие от 450 рублей в год, смотря по достатку родителей; несколько бедных детей

«Белый медведь» на Рождественке (№ 5/13с1)

Сандуновский пер., 5/13с1, новодел на месте дома XIX века Каменный двухэтажный дом на углу улицы Рождественка и Сандуновского переулка появился между 1817 и 1852 годами. В 1874 году архитектор Василий Карнеев надстроил третьим этажом угловую часть здания. Несколько позже западная, переулочная часть, сделалась четырехэтажной. Владение принадлежало, в основном, купцам. Последним дореволюционным хозяином был некто Алексей

«Святые номера» в доходном доме Оболенской (№ 10/7с1 и с2)

Рождественский бульвар, 10/7с1, 1903, арх. Н. И. Кокорин, 10/7с2, 1914, арх. В. А. Домбровский По линии бульвара протянулся представительный четырех-пятиэтажный дом № 10/7 (строение 1). Строение 2 прячется глубоко во дворе. По Виктору Сорокину, в 1820-х эти земли были огородами, принадлежавшими зубному лекарю Карлу Жоли, а в начале 1830-х отставной флотский офицер Сатин выстроил тут

Фонвизины, Татьяна Ларина, Чайковский и «Секрет» Некрасова (№ 12/8с1 и с2)

Рождественский бульвар, 12/8с1 и с2, 1810-16, 1866-69, арх. А. Н. Стратилатов Все сохранилось, кроме львов Синяя двухэтажная усадьба, связанная с декабристами, стоит на Рождественском бульваре двести лет. Главный дом с фронтоном и пилястровым портиком и пара флигелей выросли в 1810-16 годах, при Фонвизиных, тогда же появились отдельно стоящие службы внутри двора. Через полвека, в 1866-69

Демьян Бедный, мужик вредный (№ 16с1)

Рождественский бульвар, 16с1, 1787-93, 1852, 1864, арх. И. С. Каминский, 1883, арх. Б. В. Фрейденберг Арочный карниз Симпатичная городская усадьба: главный дом и пара флигелей, которые в конце концов были соединены заглубленными встройками. На фоне стен песочной расцветки темнеет пара литых балконов. Центральное здание увенчано балюстрадой, чуть ниже — пояс крошечных декоративных арочек. Из навесных

«Рассказ о неизвестном герое» Маршака. Как это было в реальности? (№ 20)

Рождественский бульвар, 20, 1870-е Статья уже выкладывалась на моем дзен-канале Хотите узнать, какие реальные события описаны в знаменитом стихотворении Маршака? И где это произошло? Вы это, наверное, помните с детства: Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. Как и почему крохотная поэма стала

Сломанный дом, раздавленный градозащитник (№ 8с1)

Рождественка, 8с1, новодел на месте дома XIX века Защищать то, что любишь — опасное и благородное дело. С шедевром Эйбушица (8/15с3) соседствует величественный новодел (№ 8с1). Новодел вырос «на костях» исторического здания, которое, невзирая на охранный статус, сравняли с землей в 2000-х. Пытаясь противостоять строительству, погибла градозащитница. Оружие и бриллианты В XVII веке этот двор,

Рождественка, 10/2с1, арх. М. А. Арсеньев, К. К. Гиппиус

Неуловимый мститель. Культовые пирожки (№ 10/2с1)

Рождественка, 10/2с1, нач. XIX в., 1884, арх. М. А. Арсеньев, 1904, арх. К. К. Гиппиус Бордово-белый элегантный трехэтажный корпус на углу Варсонофьевского переулка  с Рождественкой получил нынешний облик в 1904 году (архитектор Карл Гиппиус). На аттике в этот момент появился картуш с дарами Флоры, рыкающим львом и якорем, который сросся с кадуцеем, символом бога торговли

Рождественка, 11с3, 1891, арх. С. У. Соловьев

Правый флигель: черти вокруг церкви? (№ 11с3)

Рождественка, 11с3, 1891, арх. С. У. Соловьев Флигель Строгановского училища (теперь — флигель МАРХИ) возведен в 1891 году справа от Вороцовского дворца на месте зданий XVIII века, принадлежавших одно время деду декабриста Пестеля, а с 1809 года — Медико-хирургической академии. Теперь мы видим двух-трехэтажный 1891 года дом с красивым фасадом «в формах классицизированной эклектики». Архитектор

Книжная лавка архитектора (№ 11с4)

Рождественка, 11с4, XVIII в., 1903 или 1904, арх. Ф. О. Шехтель Узенький дом с красивым керамическом панно и вывеской на фоне пестрых изразцов: «Книжная лавка архитектора». Справа и слева от этой вывески — рельефы с двумя зодчими: древним и современным. За появившимся в 1903 или 1904 году фасадом находилась выставка и магазин работ училища (панно

Хозяйственное здание XVIII века (№ 11с5)

Рождественка, 11с5, XVIII в.? Самое неприметное сооружение из архитектурного комплекса Воронцовской усадьбы прячется за металлическим забором, к югу от дворца. Это строение 5. «Если приглядеться, то на фасаде постройки можно увидеть следы прежних двери и окна (справа), левое окно сохранило первоначальное очертание, которое позволяет предположить, что это единственное здание, сохранившееся, возможно, от надворных построек с

Фонтан, ограда и сторожка (№ 11с7)

Рождественка, 11с7, 1890-е (сторожка); начало XIX в. и 1890-е (ограда); 1930-е, арх. И. Д. Мельчаков (фонтан) Парадный двор (курдонер) усадьбы Воронцовых был обнесен оградой и решеткой. До нас дошли фрагменты стены начала XIX века. Перестроили ее в 1900-х, когда владельцем здания стало Строгановское училище. В ходе этой реконструкции исчезли старые ампирные ворота. Краям ныне существующей

Новый корпус МАРХИ (№ 11/4 к1 с4)

Рождественка, 11/4к1с4, 1914, арх. А. А. Галецкий, А. В. Кузнецов Войдем во двор Архитектурного института! Справа от древнего дворца Волынского и Воронцова мы видим нечто элегантное, изящное и гармоничное, но в то же время футуристическое. Если б не катаклизмы, русское зодчество в XX веке выглядело бы, наверное, именно так. Построенный к 1914 году «новый корпус»

Церковь святителя Николая Чудотворца в Звонарях (№ 15/8с3)

Рождественка, 15/8с3, 1762-81, арх. К. И. Бланк Барочный «восьмерик на четверике» возведен Карлом Бланком во времена Екатерины II. Первый на этом месте каменный храм упоминается гораздо раньше — с 1657 года. О самой древней, деревянной церкви Николая Чудотворца, писали с 1619 или 20 года. Еще в XVII столетии звучали имена двух храмовых урочищ: Убогий дом

Дом купца Колобашкина (№ 19)

Рождественка, 19, кон. XVIII в.  Величественный дом с рустовкой в центре фасада вырос здесь на исходе XVIII века и до пожара принадлежал купцу Колобашкину, а перед революцией — адвокату Кальмееру. Хороший образец московского классицизма, сохранивший все стилистические приметы. В начале XVIII века хозяином этого участка был Иван Ильич Дмитриев-Мамонов Младший. Его безмерно одаренные фантазией родители

Лев Никулин в доме Артари (№ 23/5с2)

Рождественка, 23/5с2, XIX в. Охряной трехэтажный дом на красной линии Рождественки относится к обширному владению художника Джузеппе Артари, — см. статью о главном здании, которое выходит на Нижний Кисельный переулок. В адресной книге 1917 года читаем: «Ольконицкий Лев Вениам(инович). Рождественка 23» Это настоящая фамилия Льва Никулина (молодой поэт Серебряного века, завтрашний советский романист). В раннесоветские

Дом священномученика (№ 25)

Рождественка, 25, первая половина XIX века От ампира к мансарде Еще одна жертва ковровых реконструкций времен Юрия Михайловича — из тех старинных зданий, о которых можно сказать «не снесено, но уничтожено». Мансарда и современный фасад появились тут в 2007 году. До этого был двухэтажный дом в стиле ампир, хранивший облик первой половины XIX века: Рустованный

Конторское здание треста «Транстрой» (№ 27с1)

Рождественка, 27с1, 1929, арх. Н. Годунов, И. Комаров, инж. В. Римский-Корсаков Прямо напротив монастырской колокольни высится малозаметный памятник советского конструктивизма (№ 27с1). Прохожему, конечно, трудно не приметить желтую бетонную громаду, а вот краеведы до сих пор не обращают на нее внимания. В моем распоряжении пока очень немного данных. Здесь находился древний дом священников Рождественского монастыря

Дом адвоката Шубинского, мужа Ермоловой (*№ 31/6с1)

*Рождественка, 31/6с1, конец XVIII века, 1883 Могучая трех-четырехэтажная постройка с рустованным низом и портиками на обоих фасадах. Угол Рождественки с Рождественским бульваром занимает монументальный дом на косогоре. Теперь этот дом встроен в новодел на Трубной площади и считается его частью, только на некоторых ресурсах сохранил старый адрес — № 31/6с1. У здания своя история, к

Рождественский монастырь

Предварительная краткая статья. Позже — напишу статьи об отдельных постройках. За красной оградой Рождественского монастыря прячется несколько архитектурных памятников. Рождественка была дорогой к этой обители. Монастырь основала мать героя Куликовской битвы, князя Владимира Серпуховского. Как и двоюродный брат Дмитрий, князь Владимир Андреевич заслужил за эту битву прозвище Донской, а еще – прозвище Храбрый. Сражение случилось

Прокрутить вверх